За 11 месяцев 2021 года жители республики направили в Банк России 186 жалоб на навязывание дополнительных услуг при получении потребительских кредитов и займов. Об этом сообщает пресс-служба Отделения — Национального банка по РБ Уральского главного управления Центрального банка РФ.
При этом точняется, что большая часть таких обращений касалась МФО – 110. Для сравнения, за тот же период 2020 года их было всего 20. Вместе с тем, количество жалоб на банки, напротив, стало меньше. Их чтосло сократилось на треть – до 76.
«При оформлении кредита или займа кредиторы часто предлагают различные консультационные услуги: юридические, медицинские, а также всевозможные подписки, СМС-информирование и так далее. Человек, безусловно, может что-то оформить при желании, но покупка дополнительных сервисов по закону не должна быть условием получения кредита или займа», – отметила заместитель управляющего Отделением-Национальным банком по Республике Башкортостан Банка России Лилия Якупова.
В регуляторе разъясняют, что против навязывания факультативных платных услуг направлены поправки к закону «О потребительском кредите (займе)», которые начали действовать 30 декабря 2021 года. Теперь клиенты банков и МФО могут в течение 14 дней после заключения договора вернуть деньги за любые сервисы. Ранее же (до вступления закона в силу) заемщики могли отказываться только от навязанных услуг страхования.
Одновременно стала незаконной практика, когда банки изначально проставляли в договорах отметки о согласии клиента на оплату тех или иных услуг. Теперь заемщик должен самостоятельно ставить галочки там, где сочтет нужным.