Биологи университета Питтсбурга (США) опубликовали результаты исследования, посвященному проблеме распространению вирусов, с помощью пыльцы растений.

«Важно было описать сам механизм возникновения и распространения вирусов благодаря пыльце», - сказала профессор кафедры биологии Тиа-Линн Ашманин. – «Большая часть того, что мы знаем о вирусах растений, касается лишь сельскохозяйственных культур».

Поскольку большинство предыдущих исследований было сосредоточено лишь на небольшом числе патогенов, команда исследователей не представляла, к чему приведут поиски.

Путем секвенирования генетического материала, присутствующего в пыльцевых зернах 24 видов растений по всей территории США, группа обнаружила признаки множества вирусов растений. В частности, удалось выявить 6 новых видов, 3 неизвестных ранее модификации уже описанных вирусов и еще более 200, которые никогда ранее не были идентифицировались.

Результаты своего исследования команда ученых опубликовала  в журнале Nature Communications.

Для вирусов пыльца, по сути генетический материал растений, представляет собой удобный способ перемещения от хозяина к хозяину. Это также прямой путь к репродуктивным органам растения, клетки которых не покрыты твердой внешней оболочкой. Таким образом, это похоже на то, как вирусы проникают в человеческий организм через незащищенную слизистую носоглотку.

Исследователи выяснили, что пыльца растений с большого количества цветов, которые помогают привлекать опылителей, также содержит множество видов вирусов. Ученые обнаружили более широкое разнообразие вирусов, переносимых пыльцой, в районах, близких к человеческому жилью и полям. Вероятно одна из причин такой закономерности могут быть медоносные пчелы: поскольку они перелетают с одного цветка на другой и на больших территориях, они отвечают всем критериям распространения вирусов. Таким образом можно предположить, что насекомые-опылители также способствуют распространению вирусов.

Источник: https://www.agroxxi.ru/gazeta-zaschita-rastenii/novosti/pylca-rastenii-sposobstvuet-rasprostraneniyu-opasnyh-virusov.html.