– Последние три года действительно приходится крутиться как белка в колесе. А всё началось несколько лет назад. Я всегда уговаривала своих родственников в деревне заниматься каким-нибудь бизнесом. Не зацикливаться на торговле, потому что в тех же магазинах будешь продавать товары из других регионов и стран. Нужно занять свою нишу: пусть кто-то производит казы, колбасу, молочную продукцию, другой — хлебобулочные изделия. В деревнях много трудоголиков, только не хватает смелости, инициативы или знаний.
Однажды посадила своих близких в машину и повезла к одному земляку, который занимался производством талкана (перемолотые в муку пророщенные и обжаренные злаки). Хотелось взглянуть на оборудование, посмотреть на технологический процесс, понять, как организован бизнес. Оказалось, нас никто не ждал. Нам сказали, что конкуренты им не нужны, поэтому ни показывать, ни рассказывать они ничего не будут.
Я очень расстроилась, но всё-таки поехала ещё дальше — к друзьям из Хайбуллинского района. Они раньше работали на Севере, потом вернулись в родные края и занялись животноводством. Начинали с закупки пятнадцати телят, теперь у них высокодоходное производство. Увидев всё это, у моих спутников загорелись глаза, но сами не рискнули открыть своё дело. А боязнь идёт от незнания. Как раз в то время у меня появилась задумка о запуске новой телепередачи об экономике. Ведь второе высшее образование у меня экономическое, в БГУ изучала банковское дело. Нам говорили, что в развитых странах детей с первого класса учат финансовой грамотности, объясняют, что такое семейный бюджет, учат планировать свои расходы и доходы. У нас ничего такого нет, даже взрослые зачастую берут кредиты, не читая договор, не ищут лучшие варианты, соглашаются на любые условия банков. Мне хотелось помочь им понять законы экономики, обучить азам финансовой грамотности, показать в программе предпринимателей разных направлений. Ведь у кого-то быстрооборачиваемый бизнес, а кто-то работает по несколько лет, пока начинает получать прибыль. Словом, мне параллельно пришлось работать над новой передачей и организацией молочного цеха.
– Я знаю несколько человек, которые начали заниматься предпринимательством на селе благодаря Вашей телепередаче «Бай» (переводится с башкирского «богатый», «богач»). Говорят, всего пять – семь человек из ста способны заниматься бизнесом. А как бы Вы описали своих героев, какие черты характера их отличают от обычных людей? Можно ли сказать, что это особая каста? Совладелец «Альфа-банка» миллиардер Михаил Фридман как-то заметил, что предприниматель обязательно должен разбираться в людях, быть стрессоустойчивым и адекватно реагировать на трудности, комфортно чувствовать себя даже в условиях жесточайшей борьбы. Вы согласны с таким мнением?
– Руководство нашей телерадиокомпании посчитало, что нужен социальный проект, в рамках которого рассказывается о людях, успешно развивающих своё дело. Поэтому участие в нашей передаче совершенно бесплатно. Очень часто мне звонят незнакомые люди и помогают связаться с героями передач, говорят, что тоже хотели бы заниматься именно тем же бизнесом. В такие моменты я чувствую себя «окрылённой» и очень счастливой. Значит, мы «попали в яблочко», задели нужные струны в его душе и он решился изменить свою судьбу.
Мы сняли всего около ста передач и каждый герой наших сюжетов достоин стать ярким примером успешного бизнесмена. А ведь все они с характером победителя. Все они являются людьми с сильной энергетикой. И других заряжают этой энергией. Я заметила: чем человек успешнее в своей профессии, тем он более искренний и с ним проще общаться. Достойному человеку не нужно никому ничего доказывать, он итак самодостаточен. Ещё не встречала среди них жадных, высокомерных, заносчивых людей.
Насчёт стрессоустойчивости, думаю, что это не врождённое качество, оно приобретается. Вспомнила одного крупного предпринимателя, который начал своё дело с покупки пятнадцати цыплят. А теперь у него десятки тысяч голов птицы. Занимается и перереработкой, и продажей. Когда-то из-за болезни птиц он потерял практически всё поголовье. Но нашёл в себе силы не потерять смысл жизни. Постепенно пришёл в себя и с удвоенной энергией всё восстановил. Теперь к подобным неудачам он относится по-философски, понимает, что самое главное — это здоровье и счастье близких, и продолжает упорно трудиться, совершенствоваться.
Я заметила, что у успешных людей, как правило, очень крепкие семьи. Те истории в сериалах, когда муж трудится в поте лица, а жена ходит по магазинам и страдает от безделья — не про них. Во время съёмок программы радуюсь тому, что мои герои — муж и жена — действуют как единое целое. Трудности их только закаляют. Про каждого из своих героев передач я могу рассказывать часами. Все они своё дело начинали с нуля. Кто-то начал коптить рыбу в сарае. А теперь своей рыбой кормит несколько регионов. Другие выращивают зерновые, грибы, клубнику, производят молочную и мясную продукцию, развивают туризм... Все они достойны восхищения и подражания.
Конечно, не все предприниматели соглашаются стать героями наших передач. Один из них на днях удивил, сказав, что не нужно снимать, мол, сглазят. Я не согласна с таким мнением. Может быть, его история успеха кого-то подтолкнёт начать своё дело. В конце концов, неужели ему не нужна реклама? Продукция таких компаний, как «Кока-кола», «Адидас» заполонила весь мир, но почему им нужна реклама, а ему нет! Почему бы не подумать о том, чтобы выйти хотя бы на рынок соседних районов?
Некоторые программы даются тяжело. Кто-то панически боится камер. Иногда приходится идти на хитрости. Например, говорю, что больше снимать не будем, но съёмки продолжаются. Человек расслабляется, всё рассказывает, оператору остаётся лишь незаметно всё зафиксировать.
– Хотелось бы услышать подробнее о Вашей истории успеха как предпринимателя. Вашу продукцию уже несколько лет можно увидеть в супермаркетах Уфы. Часто ли вспоминаете о тех испытаниях, через которые Вам пришлось пройти? Какие основные трудности ожидают человека, решившего открыть своё дело?
– Каждый человек рано или поздно начинает думать о том, что же ждёт его в старости, что он оставит своим детям. Моя работа на телевидении (а я тружусь здесь 22-й год) приносит лишь небольшую зарплату и духовное удовлетворение. А в будущем я могу расчитывать лишь на небольшую пенсию. Значит, уже сегодня нужно заложить крепкий фундамент для обеспеченного будущего для своей семьи. Предпринимателем я была уже с 2007 года. А теперь хотелось бы вплотную заняться производством.
Прежде чем выбрать направление деятельности, долго изучали рынок, прикинули свои возможности. Вы знаете, что баймакская земля относится к зоне рискованного земледелия, иногда три-четыре года подряд бывает засуха. В личных подсобных хозяйствах многим не под силу готовить сено, сокращается поголовье КРС, а переработкой практически не занимаются. Собирают у населения молоко и львиную долю доставляют в молочные заводы Челябинской и Оренбургской областей. Таким образом, «сливки» достаются переработчикам и разным посредникам. А ведь содержать скот, заготавливать сено непросто, тем более, что молоко тогда покупали у населения всего за 10 рублей. Это сейчас цены поднялись до 18 рублей за килограмм. Словом, хотелось помочь землякам в реализации продукции, обеспечить их рабочими местами и открыть рентабельное производство.
Рассматривали вариант по производству кефира, но эта ниша уже занята. Тем более что и сельское население пополняет семейный бюджет продажей молочных продуктов. А вот корот, эремсек (башкирский творог), талкан, сыворотку для продажи мало кто производит. Именно эта продукция сейчас поставляется в Уфу. У нас имеются два десятка дойных коров, кроме этого, собираем молоко у населения в трёх деревнях Баймакского района. Для покупки оборудования для молочного цеха, танка-охладителя, высокопродуктивного скота пришлось брать кредиты. Кроме этого, нам дали грант в размере 1,5 миллиона рублей как начинающим фермерам.
Многие ошибочно думают, что гранты недоступны. Якобы они для кого-то, но не для них. Получить их можно, только надо выполнять все законные требования и проявить настойчивость. Кроме Министерства сельского хозяйства, можно обращаться в различные лизинговые компании, союзы предпринимателей... Свои программы есть и у многих государственных структур и частных компаний.
Хотя у нас сравнительно небольшие объёмы, забот хватает. Конечно, о многих вещах я раньше просто не подозревала. Поражает несовершенство законодательства. Возьмём хотя бы взаимоотношения с банками. Если человек открывает ООО, то банк даёт ему кредит только в том случае, если он имеет два миллиона рублей оборотных средств. Откуда у начинающего предпринимателя столько денег? Банк не даёт кредитные ресурсы, пока бизнесмен не проработал двух лет. Почему человек должен сидеть два года без денег? Почему у банков такие странные условия?
Вызывают много вопросов наше налоговое законодательство и условия энергосбытовых компаний. После регистрации ИП ты сразу начинаешь платить налоги и оплачивать электроэнергию по повышенным тарифам. Условно говоря, твоё производство – только родившийся телёнок, ему расти как минимум 2-3 года. Но ждать никто не собирается. Нужно сегодня поделить его на части и раздать кредиторам, пенсионным и страховым фондам, налоговым органам, энергосбытовой компании и т.д. И нет телёнка! Вот почему, по данным Росстата, в России лишь 4% зарегистрировавшихся предпринимателей работают более трёх лет, остальные 96% закрываются. А в первом квартале 2015 года зарегистрировались 3,5 миллиона предпринимателей, завершили деятельность 7,7 миллионов. Я знаю уже с десяток предпринимателей, которые, чтобы сэкономить на электроэнергии, в производстве, дополнительно ставят дровяные печи, т.к. нельзя допустить повышения себестоимости продукта, ведь покупательская способность населения практически не растёт. Я не зря вспомнила 2015 год. Потому что это первый год работы нашего производства – период становления совпал с глобальным кризисом. Закрывались даже уже вставшие на ноги предприятия, что уж говорить о нас...
Вот нам не хватает оборотных средств, но прежде чем опять брать кредиты, приходится всё тщательно обдумать. Население сдаёт нам своё молоко с удовольствием, потому что мы принимаем по самой высокой закупочной цене — 18 рублей. Пока мы перерабатываем это молоко, поставляем в магазины, проходит неделя. А магазины рассчитываются с нами только через месяц-другой. А ведь с людьми за молоко и с банками за ранее взятыми кредитами нужно рассчитываться уже сейчас.
Когда сумма долгов достигла внушительных размеров, в разгар кризиса нам пришлось продать наши автомобили, а затем и квартиру в Уфе. Таким образом, избавились от всех кредитов и долгов, но сохранили производство. То есть нам понадобилось ровно три года, чтобы окупились все расходы. А так, по всем расчётам, мы должны были выйти на этот уровень в два раза быстрее, то есть через полтора года, но помешал кризис. Я этот кризис не ждала, он не входил в мои планы. Но теперь всё хорошо, у нас всё есть, в том числе и жильё, и автомобиль.
Вы знаете, в тяжёлые моменты я всегда вспоминала героев своих передач, ведь многие преодолевали гораздо более серьёзные испытания. Думаю, у меня также как у них есть голова, руки-ноги целы, должна не сидеть и реветь от бессилия, а подниматься и идти дальше.
– Я знаю одного писателя, который оставил столицу и стал печь хлеб в родной деревне. Так он как-то пожаловался, что земляки его не понимают, думают, что он решил разбогатеть за их счёт, стараются не покупать его продукцию. А ведь он приехал в родные края с самыми добрыми намерениями.
– Я его понимаю. Мне тоже легче было бы открыть молочный цех под Уфой или ближайших районах. Но ведь хочется помочь своим землякам. На примере многих своих знакомых могу подтвердить, что если в родных краях кто-то начинает заниматься производством, его родственники, односельчане не торопятся у него работать. Некоторые прямо заявляют, что лучше будут голодать, чем работать на него. Всё же я оптимист, уверена, что психология людей поменяется. Вот мы участвуем в форумах для предпринимателей, некоторые надеются, что наши власти, наши министры создадут все условия для бизнеса. А ведь в конце концов всё в руках самого народа.
Мы сами снимаем программы, видим, насколько люди честно, без добавления всяких химикатов и сомнительных добавок, производят свою продукцию. Ведь продукцию таких предпринимателей можно продавать в специализированных магазинах под единой маркой. Думаю, люди бы нам поверили. Вот когда случился кризис, многие предприниматели закрыли свои магазины. Их «задушили» крупные сетевые маркеты. Ни министры, ни руководители ничего не могут поделать — всё законно. Зато народ может, надо просто всем осознанно двигаться в одном направлении — производить самим и покупать у своих. Я всегда говорю: «Вы же люди хваткие, открывайте торговые точки только для экологически чистых продуктов, мы их можем возить». Когда таких магазинов станет больше, продукция станет дешевле. В конце концов, все мы должны задуматься о здоровье своих детей и не покупать в супермаркетах продукцию сомнительного качества. Бывает обидно, когда в торговых точках сильно завышают цены. Допустим, наш 200-граммовый корот мы поставляем по 39 рублей, а там продают по 90 рублей.
– Гульдар Ядгаровна, что бы Вы посоветовали тем, кто только начинает своё дело, и хотелось бы узнать о Ваших дальнейших планах.
– Хочется открыть сеть торговых точек в Уфе, где бы продавалась экологически чистая продукция. Уверена, что это очень перспективное направление. Ведь всё больше людей начинает придерживаться здорового образа жизни, задумывается о том, чем же он питается и кормит своих детей.
Сейчас мы объединяемся с молокосборщиками, с земляками-предпринимателями в кооператив «Бай». Люди понимают, что совместными усилиями мы можем добиться большего, легче будет получать гранты, сможем участвовать в различных государственных программах. В данный момент республиканская, и даже Российская молочная индустрия переживает небывалый кризис, благодаря ввозу дешёвого сухого молока из-за границы. А разве порошок из настоящего молока? Так зачем предприятиям, использующим порошкообразное молоко, раскошеливаться на натуральный продукт наших производителей? Вот заводы и стали интенсивно использовать высушенное летом молоко, а цельное у населения берут лимитированно и за копейки. Наверное именно сейчас как никогда производителям нужно кооперироваться и вместе, сообща искать выход, принимать решения и действовать.
Зачастую мой день начинается с пяти часов утра. В командировках готовлю сюжеты для будущих программ, потом монтирую их до поздней ночи. А дома ждут дети, домашние хлопоты. И снова в путь, в Баймак. В последние три года живу в таком режиме. И такая жизнь мне нравится. Я счастлива от того, что снимаю полезные передачи, встречаюсь с удивительными людьми. Мы с мужем с удовольствием возимся со скотиной, радуемся тому, что производим качественную продукцию, которая нравится людям.
Предпринимательство — удел сильных, смелых, добрых и искренних людей. А у нас очень много простора для самовыражения, для приложения собственных сил. Вот мы видим какой-то товар в магазине и думаем, что его произвели в какой-то корпорации. Да нет же, качественную продукцию в красивых упаковках производят и в небольших населённых пунктах. В вашем издании вы много пишете, а в наших передачах мы с удовольствием рассказываем о таких предпринимателях. Рискуйте, дерзайте, не бойтесь трудностей — и вас ждёт успех! Ведь судьба каждого человека — в его руках!