– Ильшат Ильдусович, на Ваш взгляд, можно ли сейчас говорить о башкирском агробизнесе как о состоявшемся факте?
– Агробизнес в республике есть, пусть на начальном этапе развития, пусть в зачаточном состоянии, но он есть. Меняется мышление людей, меняется менталитет поколений тружеников. Перемены ощутимы и в крупных аграрных бизнес-единицах, вроде агрохолдингов, и у хозяев личных подворий и хозяйств. Приходит осознание, что на земле можно делать бизнес, сельское хозяйство способно приносить высокий доход.
В агробизнесе мы пропагандируем семейные ценности. Важно, чтобы опыт, знания, любовь к труду на земле передавались от отца к сыну, чтобы каждое поколение привносило в семейный бизнес что-то свое — новые технологии, новые виды производства и переработки. Это достойное наследство: работа сельхозтоваропроизводителя, плоды его труда будут востребованы всегда: и через 20 лет, и через 100. Люди всегда будут нуждаться в качественной, экологически чистой продукции, а значит, спрос на нее всегда будет очень высок.
Понимая это, владельцы крупных башкирских сельхозпредприятий начинают перестраивать свою бизнесмодель со строго централизованной единоличной вертикали (я директор – я решаю) на четко отлаженную систему бизнес-процессов, способную работать при любом руководителе и любом владельце.
В свою очередь, «малыши» — мелкие товаропроизводители, осознавая, что стратегия кооперирования — это не только способ выживания, но и способ развития, стремятся к объединению.
По сути, кооператив — это одна из самых устойчивых, сбалансированных структур деятельности: появятся трудности у одного члена кооператива, другие члены кооператива удержат предприятие на плаву, не дадут бизнесу развалиться.
В этом году мы планируем, что в программу развития сельхозкооперативов будет вовлечено около 300
сельских поселений республики, будет создано порядка 100 новых кооперативов, общее количество участников кооперативного процесса составит не менее трех тысяч сельхозпроизводителей, представляющих малые формы хозяйствования. В итоге это приведет к созданию более 300 рабочих мест. Предполагаем, что в дальнейшем доходы кооперативов вырастут в несколько раз, до одного миллиарда рублей.
– Другими словами, кооперирование — это, прежде всего, тактика выживания мелких товаропроизводителей в условиях сложной экономической конъюнктуры, а затем — старт для построения агробизнеса?
– Это и тактика выживания, и развития, и разрастания мелкого агробизнеса в средний. А средний бизнес — это основа экономической стабильности государства.
Процесс кооперации — это долгий и многоэтапный путь. Парадоксально, но на первом этапе кооперирования не столь важны опыт и знания в области сельского хозяйства или основ ведения бизнеса. Первостепенным и основным является самоидентификация и самоорганизация аграриев — это основа механизма кооперации и развития агробизнеса. То есть аграрий должен самостоятельно осознать свое место и свое предназначение — любить землю, определиться с тем, чем бы он хотел заниматься и строить высокодоходный бизнес.
Государство в современных условиях не управляет, не санкционирует, не указывает аграрию, что он должен производить, в каких объемах и в какой период времени. Оно лишь помогает сельхозтоваропроизводителю — в этом основное участие государства.
– Какие меры господдержки, по Вашему мнению, оправдывают себя?
– Начну с того, что мы в корне поменяли подход к стимулированию агробизнеса. Мы объясняем аграриям, что господдержка — это не основной источник оборотных средств, ее использование должно быть эффективным, необходимо выстраивать работу в условиях бизнесориентированного рынка, искать способы формирования собственного оборотного капитала, прежде всего через поиск оптимальной структуры отраслей и видов деятельности.
Тем не менее эффективность мер господдержки для сельхозпредприятий региона неоспорима.
В настоящее время спектр мер господдержки аграрного сектора достаточно широк, в том числе единая субсидия, субсидия на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, компенсация части прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов АПК, субсидия на оказание несвязной поддержки в области растениеводства, субсидия на килограмм реализованного или отгруженного на переработку молока, субсидии на приобретение сельскохозяйственной техники, на поддержку почвенного плодородия, кадрового потенциала, на минеральные удобрения, на возмещение части затрат на содержание племенного поголовья сельскохозяйственных животных и на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных. Большая часть как федеральных, так и республиканских денежных средств расходуется эффективно. Наиболее востребованной формой поддержки является реализация механизма льготного кредитования по «коротким» и «длинным» кредитам. В пул банков, которые участвуют в этой программе на территории республики, входят 11 кредитных учреждений.
– В свою очередь, государство способно выступать эффективным менеджером, вести высокодоходный агробизнес?
– Да, государство тоже может быть эффективным собственником предприятий, и на примере ряда наших ГУПов мы это доказываем. Министерству сельского хозяйства удалось не только сохранить госимущество, наши ГУПы вышли на безубыточный и рентабельный уровень.
Сейчас в ведении Министерства сельского хозяйства находится семь ГУПов. Среди них предприятиями с наилучшими финансовыми результатами являются государственные унитарные сельскохозяйственные предприятия: МТС «Центральная», совхоз «Алексеевский», «Тавакан».
Думаю, что со временем будут говорить о башкирской истории успеха, связанной с эффективными, прибыльными госпредприятиями, которые будут развиваться без вливания государственных средств.
– Такие успешные предприятия инвестируют немалые средства не только в свое развитие, но и в развитие смежных производств. Говоря об инвестициях в целом, какие акценты делают власти региона в работе с инвесторами?
– С точки зрения инвестирования мы один из самых привлекательных регионов в России: у нас столько земли,
такие меры поддержки, хорошее логистическое расположение территории, что можем сделать интересные предложения любому количеству инвесторов. Но самое главное, на что обращает внимание бизнес, когда приезжает к нам — это наша душа, наше радушие и наше твердое намерение сотрудничать по всем вопросам, которые возникают у потенциальных инвесторов.
При этом мы не делаем различий между инвесторами из других регионов и нашими местными. Одинаково внимательно и с пониманием относимся и к тем, и к другим, создаем комфортную среду для всех.
Среди местных предприятий с хорошим инвестиционным потенциалом назову хозяйство «Урожай», группы компаний «Базы», «Нерал», «Победа», СПК «Ашкадарский».
Их продукция востребована не только в нашей республике и сопредельных территориях, но и за рубежом.
– Тогда поговорим об экспорте нашей агропродукции. На каком этапе развития это направление
деятельности?
– Экспортный потенциал региона просто огромен. Мы можем расширить ассортимент экспортируемой продукции как по продуктам питания, так и стимуляторам роста растений, биопрепаратам, племенному яйцу племенному скоту, чаю и сиропам из лекарственных трав и другую продукцию.
В основном мы экспортируем зерно, подсолнечное масло, сахар и сахаристые изделия, маслосемена, кормовые растения, а также молочную продукцию, яйца и мед.
Учитывая географическое положение, экспорт продукции за пределы республики пока незначителен. Так, за январь – июль 2018 года объем экспорта продукции АПК составил $46,3 млн — в 2,9 раза больше, чем в аналогичном периоде 2017 года. Это 4,1 процента от общего объема несырьевого неэнергетического экспорта республики.
С сентября 2017 года в республике работает филиал АО «Российский экспортный центр», активно взаимодействуем с ФГБУ «Центр оценки качества зерна» — планируем создать в Уфе испытательную лабораторию по зерну и меду, которая позволит нашим сельхозтоваропроизводителям осваивать новые рынки сбыта, в том числе международные. Башкирские аграрии расширяют географию поставок продукции за рубеж, наша продукция представлена в Иране, Латвии, Германии, Беларуси, Азербайджане, Израиле, Египте.
Рассчитываем, что и Китай в ближайшей перспективе откроет нам свой рынок: ситуация с АЧС (африканская чума свиней –ИФ) и птичьим гриппом делают их собственный рынок дефицитным, что позволяет нам формировать вполне оптимистичные экспортные прогнозы. Основным нашим конкурентным преимуществом в плане экспорта является низкая цена на продукцию агропромышленного сектора. То есть стоимость наших продуктов питания в сравнении с европейскими значительно ниже, а качество — значительно выше за счет нашей ориентированности на органический способ производства.
Несмотря на большое количество позитивных моментов, мы пока очень далеки от планируемого объема экспортных поставок. Основным недостатком наших экспортеров является непонимание чужих рынков, мы не можем сформировать для себя полную картину потребностей зарубежного потребителя, его предпочтений и особенностей его лояльности. Сказывается отсутствие опыта сотрудничества с иностранными закупщиками. Но мы активно работаем над этим.
Второе, что пока осложняет развитие нашего экспорта — сертификация нашей продукции. Тем не менее и в этом направлении мы движемся вперед, планируем стать «пилотным» регионом РФ в сфере сертификации органической продовольственной продукции, ведем переговоры с двумя немецкими компаниями о сертификации наших organic products.
– То есть Республике Башкортостан есть чем похвалиться на Российской агропромышленной выставке «Золотая осень», участником которой регион является много лет?
– Нам есть что показать на любой выставке. Но в этот раз мы сознательно отказались от презентации своей продукции. Мы привезли информацию — о нашей республике и ее неисчерпаемых запасах, о нашем трудолюбии и наших планах, нашем желании содействовать бизнесу зарабатывать хорошие деньги на башкирской плодородной земле.
Агентство «Интерфакс».