-3 °С
Снег
Все новости
Интервью
29 Сентября 2022, 15:35

Гриб — всему голова

Здоровый образ жизни находит всё больше поклонников, поэтому вряд ли можно ожидать снижения спроса на грибы — из-за большого содержания растительного белка они представляют собой полноценную альтернативу мясу, а в чём-то даже его превосходят.

Отдавать предпочтение грибам теперь становится модным, стильным, и общепризнанное отсутствие культуры их потребления постепенно сходит на нет. Эксперты говорят в один голос, что даже небольшая порция грибов в нашем ежедневном рационе умножает наличие в организме сразу нескольких важных питательных веществ, и дефицитных в том числе. При этом речи не идёт об увеличении калорий, углеводов, натрия или жира, если, конечно, вы не внесли весь этот балласт в процессе неграмотной готовки.

Сегодня мы решили поговорить о грибах и грибном бизнесе с известным в Башкортостане предпринимателем Айратом Ишмияровым из Стерлитамакского района, который вот уже несколько лет занимается выращиванием шампиньонов. Кроме того, нам интересно было услышать комментарии по теме известного эксперта в этой сфере — партнёра московской консалтинговой компании «НЭО Центр» Альбины Корягиной.

«НЭО Центр» Партнёр компании «НЭО Центр» Альбина Корягина
Партнёр компании «НЭО Центр» Альбина КорягинаФото:«НЭО Центр»

Появятся ли шиитаке на наших столах?

Предварительно надо сказать, что начинал Ишмияров со своей супругой Айгуль, которая его во всём поддерживает, обустроив место для выращивания грибов непосредственно в подвале своего дома. Благо хозяйка не возражала. Позже, когда стало ясно, что спрос на продукцию есть, тогда фермер выкупил здание бывшего кормоцеха животноводческого комплекса в селе Новая Васильевка. И уже совсем дела пошли в гору, когда настойчивому предпринимателю удалось выиграть госфинансирование по программе «Агростартап». В результате успеха в конкурсных процедурах в его распоряжении оказались средства гранта в размере трёх миллионов рублей. Они сразу ушли на реконструкцию производственного помещения.

Но ничего не стоит на месте, и в условиях высокой рыночной неопределённости необходимо постоянно вести управляемые изменения, чтобы не вылететь с рынка. Об актуальной сегодня для производителей грибов стратегии мы и решили поговорить с Айратом ИШМИЯРОВЫМ.

– Эксперты полагают, что крупные предприятия будут и далее специализироваться на шампиньонах, в то время как мелкие фермерские хозяйства могут заниматься производством вешенки, реже — шиитаке. Что Вы думаете на этот счёт?

– Пока для нас речи о расширении ассортимента не идёт — нет в наличии таких площадей, чтобы совмещать уже имеющееся производство шампиньонов с выращиванием других видов грибов. Обходимся пока пятьюдесятью квадратными метрами.

Если будет возможность увеличить площади, задумаетесь на эту тему?

– Было бы интересно, конечно, обогатить ассортимент. Выбрал бы, скорее всего, вешенки, потому что гриб знаком широкому кругу покупателей. К тому же он менее прихотливый, чем капризные шиитаке и даже тот же шампиньон. Я уже интересовался особенностями выращивания и потребительскими качествами и шиитаке, и еринги, и ежовика.

В Башкирии такую экзотику кто-то выращивает?

– Нет, насколько я знаю. Вроде бы кто-то пытается, но дело даже не в объёмах производства — спрос отсутствует. У нас ещё практически нет культуры потребления грибов.

Айрат Ишмияров  Айрат Ишмияров. Шампиньоны. Готовая продукция.
Айрат Ишмияров. Шампиньоны. Готовая продукция.Фото:Айрат Ишмияров

О культуре потребления грибов замолвите слово

И тут Айрат Ишмияров попал в самую точку. Об этом редакции сообщила партнёр московской консалтинговой компании «НЭО Центр» Альбина Корягина. Она полагает, что есть определённая двойственность ситуации:

– Вопрос двоякий. В отличие от подавляющего числа стран, в эту культуру у нас входит и традиционное потребление грибов-дикоросов, собираемых населением для собственных нужд, — сказала Корягина. — Безусловно. Это «отъедает» часть конечного потребления от производителей культивируемых грибов.

Эксперт сослалась что, по некоторым оценкам, можно говорить почти о четверти потребления. По её словам, эта часть культуры, о которой мы говорим, безусловно, сохранится, поскольку многие искренне не понимают, зачем покупать грибы, «когда они за огородом растут». Так что с этим фермерам придётся смириться и ориентироваться на сезонность сбора дикоросов, тем более что Башкортостан богат на лисички, рыжики, да и белые грибы у нас встречаются. Всё это Ишмияров прекрасно понимает.

– Да. У нас традиционно народ привык употреблять в пищу в основном лесные грибы. Про экзоты — ежовик, еринги, шиитаке — многие и не слышали даже. А ведь они не только обладают прекрасными вкусовыми качествами, но и очень полезны. Их вполне можно рассматривать как лекарственные средства. Отмечу только, что и по цене не дёшевы — стоимость килограмма может доходить до 1,5 тысячи рублей и более.

Альбина Корягина согласна с башкирским фермером — изменение ассортиментной политики возможно только вслед за изменениями вкусов потребителей:

– Мы видим, что отдельные крупные производители разворачивают продвижение шиитаке на конечного потребителя, что только говорит об их благоразумности. Дифференциация собственного ассортимента за счёт введения новых культур способствует упрочнению финансового и рыночного положения этих предприятий, — поясняет она.

Так что да, в среднесрочной перспективе я вижу тенденцию переориентации крупных производителей от монокультурного шампиньона к шиитаке, вешенки, лисичкам, белым и подосиновикам. Но это отдельная долгая история.

Замечу от себя, что ситуация складывается весьма интересная. Допустим, у нас открыто говорят об отсутствии культуры потребления мёда, потому что мы предпочитаем ему конфеты. Но с грибами не тот случай, потому что если мы и мёд знаем, и конфеты знаем, то про шиитаке понятия не имеем. У меня есть знакомый повар — он их знает и восхищается этим грибом. Надо чтобы информацию о таких грибах продвигали СМИ, поскольку одному фермеру такая просветительская работа явно не под силу.

– Их сложно выращивать? Они капризные?

– Да, любые грибы в выращивании капризные, и экзоты — особенно, — объясняет фермер. — Кроме того, тяжело достать сам посевной материал — мицелий.

– А кто у нас в России такой мицелий предлагает?

– Не располагаю точной информацией, но таких российских предприятий, наверное, нет пока, кто производит именно мицелий. Для начинающих нужно знать, где его закупать. Если посадочный материал закупить — можно вырастить, проблем в этом нет, на наших же стеллажах и с уже имеющейся климатической установкой. Получается, что всё готово, можно перепрофилироваться. Останавливает спрос, который сам по себе не сформируется. На него будет влиять сдерживающе и высокая цена гриба — не каждый раскошелится. Может быть, рекламировать надо больше, чтобы про экзоты писали те же самые СМИ?

Видимо, так рассуждает не только башкирский фермер, но и его коллеги по бизнесу. По оценкам Альбины Корягиной, шампиньоны на сегодня составляют подавляющую часть культивированных грибов — 93%. Всего же объём потребления выращенных грибов в России оценивается на уровне около 130 тыс. тонн, или около 0,9 кг/чел.

С импортозамещением справились

Но не всё так плохо. Партнёр «НЭО Центра» утверждает, что наши производители грибов за последние два-три года обеспечили практически полное импортозамещение.

– Столь быстрый рост отечественного производства привёл за собой даже некоторое перепроизводство и, как следствие, увеличение внутренней конкуренции, что вызвало снижение оптовых цен, и они продолжают падать, — сожалеет Корягина. — Это привело и к тому, что отдельные наши производители столкнулись с недостаточным текущим финансированием.

По её словам, именно поэтому всё насущнее становится вопрос об импорте отечественной продукции на внешние рынки. Если раньше доля отечественных грибов составляла 10–15% от общего объёма рынка, то сейчас она выросла до 90%. Импорт сейчас присутствует лишь на Дальнем Востоке, потому что грибы — товар скоропортящийся, и везти их на дальнее расстояние нерентабельно. В данном случае легче экспортировать их из Китая, считает Корягина.

Так что импорт на данный момент конкуренции российским производителям культивируемых грибов не составит точно. Другое дело — дикоросы. Тут, вероятнее всего, потребуется время, чтобы население поняло несопоставимость сопряжённых рисков.

– Безопасность — это существенный момент, как Вы думаете, Айрат? В этом отношении культивируемые грибы очень выигрывают по сравнению с дикоросами, мне кажется.

– Да, конечно, потому что это небезопасно. Есть прецеденты отравления, и даже смертельный исход большой редкостью не является. Мы же совсем без химии свои выращиваем, поэтому наши шампиньоны пользуются заслуженным спросом у жителей республики. Население успело понять, что грибы, которые мы производим, по вкусовым качествам разительно отличается от того, что они видят на полках магазинов.

– Не буду называть страну, которая поставляет нам баночки с красивыми этикетками и абсолютно безвкусным «резиновым» содержимым.

– У наших шампиньонов запах грибной есть, вкус обалденный.

– Да, я пробовала, когда Вы привозили продукцию на уфимскую ярмарку. Очень вкусно! А вот каков всё-таки Ваш бизнес с точки зрения рентабельности?

 

Подводные камни грибного бизнеса

– Рентабельный. За счёт того, что своя клиентская база уже наработана. Вот поэтому, наверное, более или менее удерживаем позицию. Но вот когда крупные предприятия сбрасывают продукцию по низкой цене, а это бывает, — тяжеловато приходится.

– Как у Вас реализация организована?

– Мы реализуем кафе и ресторанам, также продаём оптовым покупателям, которые потом перепродают в розницу. Таких много, и все работают в пределах республики, в основном, конечно, в Стерлитамаке, ещё Салават и Ишимбай. От моего производства до любого из этих трёх городов получается 15 километров, не более. Уфа немного берёт.

Вопрос о рентабельности мы задали и независимому консультанту. Альбина Корягина не преминула указать на то, что из-за резкого роста отечественного производства произошло насыщение рынка, цены стали снижаться, и для ряда производителей эти цены уже стали критичными:

– С другой стороны, расти им особо некуда: стоимость шампиньонов уже сопоставима с ценой на мясо, — дала она отнюдь не утешительный прогноз. — Так что рентабельность сейчас не на высоте, и вскоре речь пойдёт о коррекции предложения — часть производителей в той или иной форме потеснится или уйдёт с рынка.

– Цена на шампиньоны стала доступной в какой-то момент из-за появления в России своих крупных производителей, которые появились, по сути, совсем недавно — в 2016–2017 годах, — считает Айрат Ишмияров.

 

Производители грибов — объединяйтесь!

– Эксперты говорят о важности кооперативных связей среди грибников. Как Вы к этому относитесь?

– Положительно. Есть смысл. У меня давно возникло желание создать кооператив, объединив несколько мелких грибных производств. Они могли тогда друг с другом эффективно контактировать. Допустим, у кого-то спрос больше, а гриба не хватает — другое хозяйство привезло и закрыло эти потребности.

– И грибы не пропадают — они же всё-таки небольшого срока хранения. Кстати, эксперт полагает, что это главный конкурентный фактор для местных производителей. Но здесь, по её мнению, надо учитывать транспортное плечо: критичным для цены на конечной полке является расстояние более 500 километров.

– Да, и грибы не пропадают. И консервацию грибов можно было бы вместе запустить. В нашем регионе пока этим никто всерьёз не занимается.

– Нет, иначе бы мы увидели на полках магазинов. Айрат, что бы Вы посоветовали начинающему фермеру, который выбрал это направление?

– Первым делом, чтобы что-то начать, надо понять технологию. Вот так скажу — пусть начинающий предприниматель рискнёт купить тонну грибов и попробует реализовать. Если получится продать хотя бы по той цене, по которой купил, то он может за это браться.

– То есть такую разведку боем сделать?

– Да. Потому что знаю примеры, когда ребята строили несколько огромных камер (по 20 тонн), вроде бы хорошо начали. И деньги пошли — выручка появилась. Но не было понимания, что надо обратно их вкладывать в тот же семенной материал. Вот эти затраты способны всю вашу выручку сожрать. Я уже не говорю про кредиты и займы, которые они набрали. Закрылись в результате.

Люди как привыкли думать: грибы — они же сами растут. Всё не так просто. Поэтому надо подготовиться, как минимум за полгода постараться освоить все тонкости технологии, поездить по успешным предприятиям. Просто так, с бухты-барахты, взять и начать по рекомендации ютуб-каналов, где на картинке всё красиво, слишком рискованно. Очень много подводных камней.

– Поэтому тем более кооперативы нужны в Вашей сфере.

– Да. К примеру, сейчас мы покупаем компост в Ижевске либо у Тульской грибной компании. Далеко везти, и чтобы сократить стоимость логистики, мы объединяемся с несколькими производителями. Допустим, я 10 тонн беру, кто-то — пять тонн, кто-то ещё — три тонны. Три-четыре человека собираю, и все вместе везём компост, тем самым все немного выигрываем логистически. Я их и в консультационном плане «тяну», и то, бывает, какие-то ошибки возникают, которые приводят к потере урожайности. Не все выдерживают — закрываются.

– Производительность, Айрат, какая в среднем в Вашем хозяйстве на сегодня?

– Три-четыре тонны в месяц. Где-то так.

К нашему московскому эксперту мы тоже обратились с вопросом о том, что бы она посоветовала фермерам Башкортостана, которые выбрали это направление бизнеса.

– Можно дать много хороших и правильных советов из области логистики, дифференциации продукции, снижения издержек и т.д. Но я уверена, что они и без меня всё это прекрасно понимают, — сказала Альбина Корягина. — Главное, что сейчас действительно важно, на мой взгляд, — это выстраивание горизонтальных связей с такими же фермерскими хозяйствами. Организовываясь в пулы, формируя кооперативные связи, они легче смогут продавить диктат сетей, выйти на новые рынки, организовать транспортировку товара конечному потребителю. Желаю им успехов в их нелёгком, но важном труде!

Статья опубликована в журнале «Сельские узоры» № 4 за 2022 год

Автор:Елена Синицына
Читайте нас: