+17 °С
Облачно
Все новости
Мнение эксперта
12 Января 2022, 16:00

Новые вертикали Росгосстраха

Интервью с директором башкирского филиала Росгосстраха Юрием Шпизелем.

Новые вертикали Росгосстраха
Новые вертикали Росгосстраха

— Юрий Яковлевич, наше издание ориентировано в основном на сельских жителей. Какие виды страхования вы считаете для них наиболее актуальными?

— Исторически так сложилось, что больше всего у сельчан востребовано страхование имущества — их домов, подворий. Есть и специфические страховые продукты, такие как страховая защита принадлежащих им животных. Надо ещё сказать, что если раньше, например, личное страхование для горожан и сельчан практически не отличалось, то теперь Росгосстрах намерен им предлагать комплексные страховые продукты, которые могут не совпадать по содержанию. Такой подход отвечает тенденциям сегодняшнего дня. Например, не просто страхование от несчастных случаев, а с элементами медстрахования, открывающее возможности для получения качественного медицинского обслуживания.

Для этого у нас в компании с недавнего времени разрабатывают продукты, которые мы считаем передовыми. Если раньше со страхователем просто заключался договор, составленный и утвержденный по определенным правилам, то сейчас мы хотим продвигать целый комплекс услуг и называем такой вариант «вертикалями». Вот посмотрите, у нас разработана вертикаль «Мой сервис — мед», которая включает в себя всё, что может быть связано с защитой здоровья, все продукты. По сути это цифровая платформа организации и оказания медицинских услуг от страховой компании Росгосстрах, которая обеспечит ее пользователю высокий уровень заботы о собственном здоровье под контролем экспертов.

Сервис включает в себя, в том числе круглосуточную поддержку практикующих сертифицированных врачей в чате, по видеосвязи или по телефону, диспансеризацию, расшифровку анализов, доступ к медицинской помощи без страхового полиса, возможности покупки любых медицинских услуг и программ, расширенный каталог врачей и клиник.

Идем дальше. Также  запущена вертикаль «Мой сервис — авто». Она дает возможность решить любой вопрос, связанный с автомобилем в режиме 24 на 7 и даже вызвать помощь знакомым, если они прокололи колесо, заглохла машина или закончился бензин на трассе, а заправка, как это бывает, далеко.

А в следующем году у нас появится подобный сервис для недвижимости и для лечения домашних животных.  Вертикаль «Мой сервис — дом»   -  регистрация на этой цифровой платформе автоматически будет делать доступным практически всё, что связано не только со страхованием жилища, но и с его эксплуатацией — с сигнализацией, с инженерным оборудованием, с выполнением самого широкого спектра всего необходимого.

— Я поняла, что модные цифровые платформы возникли из соответствующих простых страховых продуктов. Логично предположить, что сельчане, скорее всего, вначале заинтересуются платформой «Мой сервис — дом»?

— Да, могу предположить, что платформа «Мой сервис — дом» будет больше востребована как раз жителями аграрных районов республики. Дело в том, что владельцы частного дома лучше понимают, какие риски связаны с эксплуатацией жилья в отличие от большинства владельцев городских квартир, которые, как правило, не считают себя ответственными за их техническое состояние и не очень боятся пожаров и прочих стихийных бедствий.

Да, раньше речь шла просто о страховании дома. Ничего не сгорело — хорошо, сгорело — плохо, но мы выплатили компенсацию.

— Какие основные риски сопряжены с наличием у нас крыши над головой?

— Вообще страхование называется от огня и других опасностей (огонь, вода, ветер). Ветер как раз может эту крышу снести. Это основные риски. Бывают ещё более редкие, оползни, например.

— А кражи как же?

— Да, конечно, они входят в категорию противоправных действий третьих лиц. Но вспомним о том, что когда человек владеет домом, особенно современным, ему могут потребоваться какие-то услуги, и Росгосстрах готов их предоставить в рамках его участия в вертикали «Мой сервис — дом». Фактически мы готовы для своего клиента выступить посредником в оказании услуг, которые часто бывают ему нужны, будь то установка спутникового телевидения, охранной и пожарной сигнализации, юридические консультации. Став нашим клиентом страхователь может получить весь их комплекс.

— А земельных участков это будет касаться? Или только дома? Мне известно, что многие сейчас озабочены постановкой своих участков на кадастровый учет.

— В рамках юридических услуг — пожалуйста. Конечно, это не входит в договор страхования, но клиент юруслуги получит либо «довеском» бесплатно (в основном консультации), либо оплатит какую-то конкретную работу по определенной цене с предсказуемым качеством. Это не тот сценарий, когда кто-то с улицы непонятный пришёл с предложением проконсультировать. Раз мы порекомендовали — будем отвечать.

— Отвечать за качество предоставляемых рекомендаций? Это дорогого стоит! Такой вот системный подход к управлению своими рисками?

— Поверьте, мы его не сами изобрели — движемся в русле общемировых тенденций, чтобы отвечать изменяющимся потребностям клиентов. Маркетплейсы, цифровые платформы, устойчивое развитие. Понятно, что на начальном этапе сейчас находимся, продажи новых продуктов пока ещё носят оценочный характер. Однако мы видим, что люди понимают, о чем речь и позитивно реагируют на наши предложения. Тем более, что страхователю совершенно необязательно пользоваться тем, что он не оплачивает. Будет необходимость — закажет услугу. Тогда мы ему пришлем человека, который её окажет на высоком профессиональном уровне по заранее известной прогнозируемой цене. Без обмана, без негативных эмоций.

«Мой сервис — мед» тоже будет интересен сельчанам. Элементарно — из-за ситуации с меньшей для них доступностью качественной медицинской помощи. В отдаленных селах, я думаю, с удовольствием будут пользоваться нашей платформой. Я говорю о дистанционном на начальном этапе предоставлении медицинских услуг — о той самой телемедицине.

— Получается, что жители села могут рассчитывать на услуги более высокого уровня по сравнению с тем, что они имеют у себя в деревне?

— Да, конечно. Они получат консультации от первоклассных врачей, вне зависимости от того, где этот специалист находится. В Москве, например.

— То есть подразумеваются, что в программе будут участвовать не только башкирские специалисты?

— Речь идет о лучших медицинских клиниках. Можем позволить себе не ограничиваться пределами республики.  Взаимодействие  с врачами доступно круглосуточно, количество обращений неограниченно. Подключение к сервису бесплатно, а выбрать и оплатить услугу можно тогда, когда она вам понадобится. Согласитесь, что проще позвонить или написать врачу по какому-то срочному вопросу, чем ждать дня записи в поликлинике и вообще идти туда, где много больных.

— Ассоциативно вертикали Росгосстраха мне напоминают программы VIP-обслуживания у банков. Такой же интегральный подход, но теперь уже для рядовых клиентов. Что касается КАСКО и ОСАГО. Можно ли говорить, что есть разница для сельского жителя и городского?

— Думаю, нет. У нас действует агентская сеть, представители которой (а их в республике 2100 человек) есть практически в каждом населенном. Во второй половине 2021 года все кейсы будут запущены.

— Госпожа Набиуллина, комментируя динамику инфляционных процессов, сделала акцент на том, что пандемия сильно меняет структуру спроса. На страховом рынке это отразилось?

— Классическая структура страхования не изменилась. Да, какие-то соответствующие нашему времени продукты появились, например, связанные с риском заболевания COVID-19 и необходимостью последующего восстановления.

— Что вы можете сказать о динамике страховых премий филиала в Башкортостане?

— Отношение величины сборов за 9 месяцев 2021 года к показателю аналогичного периода прошлого года у нас равно 108% (без учета страхования жизни) . Как видите, динамика положительная. Всего по России он составил 106,8% причем по добровольным видам практически то же самое — 106,9%, по обязательным — 104,8%. То есть мы двигаемся вместе с рынком чуть выше него. Больше половины сборов — 55% — традиционно приходится на автовиды (КАСКО и ОСАГО), 25% — на страхование имущества, всё остальное — это личное страхование. Если говорить не об относительном, а об абсолютном значении, то за эти месяцы филиал получил более 2,3 миллиарда рублей премий.

— А выплаты? Они увеличились?

— Выплаты превысили миллиард рублей. Они увеличились, поскольку всегда есть корреляция со сборами, но соотношение, как правило, остается тем же.

— Крупные выплаты были?

— Были выплаты порядка 2-2,5 миллионов по договорам страхования жилья из-за пожаров. Учитывая, что страхователи заплатили, скорее всего, не более 20 тыс. рублей — неплохо. Это разовые случаи. Так и должно быть — 100 человек оплачивают риски 101-го. Посчитайте сами. Своего рода касса взаимопомощи.

— Получается, что кто-то один страдает и получает выплату, а остальные платят по договорам и деньги у них, образно говоря, сгорают в чужом огне?

— Да, и это нормально. Мы много и часто говорим про низкую культуру страхования, но её в школе воспитать не получится, и в учебниках не пропишешь. Она появляется при определенных обстоятельствах, когда для человека ущерб от наступления страхового риска становится существенным настолько, что нарушает его жизненный уклад и жизненные планы. Напомню, часто ремонт сегодня стоит столько же, сколько надо вложить в строительство нового дома. Культура страхования сама собой приходит вместе со счетом за ремонт.

Однако я не считаю, что люди не хотят страховаться — в определенной степени это наша проблема. До человека надо дойти, встретиться с ним в подходящей обстановке и в подходящее время и объяснить ему, что он теряет и что он приобретает, покупая страховку. Чаще всего люди находят необходимую для страхования сумму, которая не настолько значительна, как тот ущерб, который они могут получить.

— Практически за эту сумму мы покупаем своё спокойствие?

— Конечно.

— Можно сравнивать страховую культуру города и деревни?

— Я считаю, что сельские жители более ответственно подходят к страхованию вообще, потому что они меньше ждут помощи «чужого дяди» и больше ориентированы на свои собственные силы. Другой разговор, что там, как правило, достаток ниже и страховые суммы: если городской житель будет в среднем страховать дом на миллион рублей, то сельский — в среднем на 500 тысяч. Это нормально. Зато по уровню ответственности сельские жители зачастую дадут фору городским. Они так воспитаны.

Если прикинуть, то в деревне будет застрахован примерно каждый трети дом, в райцентре — каждые 5-6, а где-нибудь в пригороде Уфы в коттеджном поселке — один из десяти. Культура страхования на селе выше, в деревнях даже выше, чем в райцентрах.

— Как так получилось, что башкирский филиал РГС в агростраховании страхует не большие компании, а частное подворье?

— У крупных хозяйств иной побудительный мотив — они часто это делают из-за требований банков, а частникам наш агент предлагает застраховать корову, потому что он вообще весь спектр наших продуктов предлагает. Охват этим видом страхования целиком зависит от агента.

Их работа — работа в полях, как у нас принято говорить. За нашими агентами огромное преимущество столетней истории, поскольку наша агентская система, выстроена в советское время. Она продолжает прекрасно работать и сейчас. Все наши агенты финансово- и управленческиграмотные, клиентоориентированные, причем сами в себе и в коллегах эти качества поддерживают. Большое счастье работать с таким коллективом.

— Наверное, это то, что Нассим Талеб называет антихрупкостью. Но будут ли у вашего коллектива преимущества в век цифровизации?

— Так я потому и начал с цифровых платформ. На цифровизацию в Росгосстрахе тратятся большие деньги, и все эти вертикали не «на коленке» делаются. В компании многие процессы перевели в цифру, активно используется машинное обучение, искусственный интеллект. Это очень важно для того, чтобы мы могли предложить клиенту за адекватную цену правильный продукт.

— Ваш корпус агентов сможет поддерживать продажи продуктов такого уровня?

 — Безусловно.

 

 

На правах рекламы

Автор:Елена Синицына
Читайте нас: