1 Марта 2018, 21:37

Фитобиотехнологии — будущее в развитии растениеводства

Фитобиотехнологии (от греч. Phyton — растение, bios — жизнь, teken — искусство и logos — наука, слово) сегодня приобретают всё более важную роль в повышении качества сельскохозяйственной продукции. Учёными факультета агротехнологий и лесного хозяйства и научно-образовательного центра БГАУ ведутся совместные исследования по фитобиотехнологии в лаборатории селекции и генетического анализа растений. С помощью методов фитобиотехнологии на питательных средах in vitro выращиваются
клетки и ткани безвирусных сельскохозяйственных культур: картофеля, пшеницы, декоративных растений: годжи, фуксии, а также редких и исчезающих видов растений.
Биотехнология в агрономии имеет широкий спектр направленности. К ним относятся: выведение новых сортов растений, устойчивых к неблагоприятным факторам; разработка биологических средств борьбы с сорняками, грызунами, фитопатогенными грибами, бактериями и вирусными болезнями растений; получение бактериальных удобрений; разработка микробиологических методов рекультивации почв; получение трансгенных растений и микроорганизмов; переработка отходов и побочных продуктов растениеводства.
Растительные клетки и ткани способны культивироваться в форме неорганизованной клеточной массы — каллуса. Каллусную ткань можно «заставить» формировать зародышеподобные структуры, почки, побеги, а на их основе — растения-регенеранты. Всё это происходит благодаря тотипотентности растительных клеток, то есть клетка обладает способностью воспроизводить целый организм. Если в качестве биообъекта применяют изолированный зародыш, меристему верхушечных или пазушных почек, то все получаемые растения-регенеранты полностью соответствуют исходному растению. Таким образом, в лаборатории селекции и генетического анализа растений можно омолодить любое «состарившееся» любимое растение.
При применении изолированных клеток и протопластов искусственно создают новые формы растений, пригодные для селекции. Культурой тканей получены кустарники малины, ежевики, жимолости и ежемалины. Первые партии уже в этом году будут высажены в открытый грунт на полях учебно-научного центра и в скором времени, надеемся, начнут радовать своим урожаем.
В нашей лаборатории также внедрена аэропонная технология выращивания растений, которая является одним из эффективных способов в системе оздоровления посадочного материала. Аэропоника позволяет на ограниченных посадочных площадях выращивать значительно большее количество растений, чем в открытом грунте или в теплице. В таких условиях проводится семеноводство безвирусного картофеля сорта «Алексеевский».
Изучением особенностей этой технологии занимаются обучающиеся факультета агротехнологий и лесного хозяйства при выполнении научных исследований и изучении ряда дисциплин. Фитобиотехнология на факультете определена одним из ведущих научных направлений, наряду с точным (прецизионным) и органическим земледелием, селекцией сельскохозяйственных, декоративных и древесных культур.

Ильгиз АСЫЛБАЕВ,
декан факультета
агротехнологий и лесного хозяйства БГАУ.