30 Августа 2019, 16:07

Дождеустойчивый сорт пшеницы создали японские учёные

Учёные создали сорт пшеницы, устойчивый к дождю, используя технологию редактирования генома. Пока зерно не съедобно, но в будущем эксперты надеются получить дождеустойчивые сорта для пищевой отрасли с мукой высокого качества.

Группа специалистов из Национальной организации исследований в области сельского хозяйства и продовольствия (NARO) и Университета Окаяма заявила, что редактирование генома позволило им разработать сорт всего за год. Обычно требуется почти 10 лет, чтобы вырастить такой вид пшеницы с использованием традиционной технологии селекции, потому что растения должны быть выведены в течение нескольких поколений.
Полученная пшеница не является видом, пригодным для продаж зерна на рынке, но команда полагает, что используемый метод редактирования генома поможет преуспеть и в создании пищевых модификаций.
«Разновидность, которую мы создали, обладает превосходными свойствами, поэтому мы будем использовать её в качестве родителя для создания новых видов путём селекции», - сказал один из членов команды.
Поскольку пшеница происходит из засушливых зон, она уязвима для влажности. Когда идёт дождь в течение длительного периода перед сбором урожая, семена растений часто прорастают на колосьях, что приводит к некачественной муке.
Казухиро Сато, профессор исследования генома в Университете Окаямы, Фумитака Абе, главный исследователь NARO, и другие исследовали Qsd1, ген, обнаруженный в ячмене и тесно связанный с прорастанием.
Было подтверждено, что ячмень вряд ли прорастёт даже при соответствующих условиях температуры и влажности, когда Qsd1 не функционирует должным образом.
Используя технологию редактирования генома CRISPR/Cas9, исследователи создали семена пшеницы, генетически изменённые с геном Qsd1 для подавления его активности.
После полива отредактированных семян в течение семи дней они обнаружили, что проросли только 20-30%. Почти все обычные семена пшеницы, испытанные в тех же условиях, имели ростки.
Источник: The Asahi Shimbun.
На фото устойчивый к дождю сорт пшеницы, созданный путём редактирования генома (слева) и пшеницы обычного сорта.