+17 °С
Облачно
Все новости
Переработка сырья
5 Июля 2022, 21:12

Две секретные составляющие самых аппетитных башкирских пельменей

Интервью с председателем СПоК «Мияки» Ралисом Махияновым

– Ралис Мударисович, расскажите Вашу историю про то, как Вы пришли в агробизнес.

– В агробизнес мы пришли в 2014 году, когда начали уже вплотную им заниматься. В какой-то момент узнали от людей, через Минсельхоз республики, что в регионе активно создаются кооперативы. Решили создать свой. В 2019 году мы объединили сразу 11 человек и приняли участие в республиканском конкурсе на получение гранта. В результате нам выделили финансирование в объёме трёх миллионов рублей. В том же году на полученные деньги приобрели аппарат для производства пельменей, купили два автомобиля, и потихонечку начали работать.

Надо сказать, что к тому времени, когда мы цех по производству мясных полуфабрикатов открыли, этот бизнес для нас загадки не представлял, поскольку до этого немного экспериментировали, но, понятное дело, с меньшими объёмами. Вот их-то как раз и надо было увеличить. У нас так и получилось — очень помогли грантовые деньги, которые позволили закупить всё необходимое для выхода на другой уровень и производства, и реализации. Продукцию нашего пельменного автомата практически нельзя отличить от пельменей ручной лепки — они почти такими же получаются. Очень всё качественно выходит. Нравится мне этот пельменный аппарат!

Так смогли развиваться дальше. Намного вырос суточный объём — уже около 300 килограммов перерабатывать можем, продажи растут.

– Вы сам местный?

– Да, я родился здесь в деревне, в Миякинском районе.

– Ралис Мударисович, Вы вообще в сельском хозяйстве давно трудитесь?

– С 2000 года, можно сказать. До этого работали как ЛПХ: скот содержали, коров доили, молоко сдавали. В маленьких объёмах, конечно. Потом, как уже говорил, в 2014 году мы открыли собственное КФХ. У нас, в принципе, и до этого КФХ было, оформленное на брата. Но, сами понимаете, у каждого своя семья, дети. И сейчас работаем вместе, всё это есть, процесс идёт, кассы только отдельные. В итоге более восьми лет получается.

– Понятно, достаточно долго! И с 2014 года сразу за переработку взялись? Или позже?

– Переработку даже чуть раньше начали. Сначала дома цех сделали небольшой, там три человека работали в 2013 году.

– И всё-таки изначально чем занимались?

– И занимались, и теперь занимаемся параллельно выращиваем сельхозкультуры, разводим крупный рогатый скот, в том числе молочного направления. Там тоже все показатели растут. На сегодняшний день нашему КФХ принадлежит более 15 тысяч гектаров пашни и более 2,5 тысячи КРС мясомолочного направления. Я уверен, раз мы производим сырьё, то должны его не в «сыром» виде продавать, а предлагать покупателям готовый полуфабрикат. Вот тогда выгода намного больше будет, и спрос появится вслед за качеством.

То есть основное сырьё, которым для нас является мясо, полностью своё, из покупных пока остаются мука и лук. Мы и картофель выращиваем сами. Иногда его не хватает, и тогда приходится докупать.

– Давайте ещё раз уточним, какова доля в Вашей продукции конкретно Вашего собственного сырья, которое сами вырастили?

– Я считаю, 70 процентов, наверное. Если в денежном выражении прикинуть, то у нас самое дорогое — это мясо. Остальные исходные продукты — мука, лук — намного дешевле стоят. Так что если перевести на деньги, даже все 80 процентов будет приходиться на наше собственное сырьё.

– Сколько пайщиков в кооперативе сейчас?

– На сегодняшний день число наших пайщиков превысило 40 — это физлица, ООО, СПоК, КФХ и ИП.

– Ралис Мударисович, трудности были в организации кооператива? Сложно же людям объяснить, что к чему.

– Да, действительно, разные люди есть, и объяснять непросто было, особенно на первом этапе. Думали, что они входят в кооператив — это как раньше в колхоз. Как будто снова колхоз создаём, что-то вроде того. Не всех до сих пор устраивает порядок распределения прибыли. Есть, разумеется, те, кто, являясь членами кооператива, работают непосредственно у нас на производстве. Они свою зарплату получают, конечно. Мы можем без проблем обеспечить сельчан работой, если есть такое желание.

– Планы по расширению строите? Отразились ли на Вас изменения геополитической ситуации?

– Сегодня есть много госпрограмм, которые меня интересуют. Я их условия, честно сказать, до конца не всегда понимаю. В целом как рассуждаю? Понятно, что для роста масштабов нам нужно мяса больше, нужно, чтобы и мука была своя. Так появляются идеи о дополнительных направлениях развития. Обдумываем со всех сторон. В результате в планах строительство зерноочистительного комплекса и сушилки, хотим обеспечить самые лучшие условия для хранения зерна. Скорее всего, в том направлении и попробуем развиваться.

Что касается мяса, понятно, чтобы сырья больше было, надо поголовье увеличивать. Поэтому членов кооператива, желающих выращивать скот, будем убеждать держать вместо 10 голов, 20, к примеру. Мы можем животных покупать, передавать таким нашим кооператорам на откорм, чтобы они нам же мясо потом и сдавали. Договорные отношения есть, и они это позволяют.

– Какие виды продукции выпускаете сейчас?

– У нас выходит более 40 наименований — манты, голубцы, пельмени, заморозка, казылык делаем, токмач.

Все потребности готовы удовлетворить, всё делаем. У нас есть свой торговый представитель в Уфе, который держит связь с магазинами, делает заявки. Бывает, что что-то новое подсмотрит или сам придумает, а мы, в свою очередь, стараемся сориентироваться в том, что и как можем делать. И сразу на заметку берём, ассортимент увеличиваем.

– С реализацией проблем нет?

– На сегодня основной объём отправляем городским покупателям. В неделю два раза в столицу машина уходит, которая везёт более тысячи килограммов. Есть ещё Белебей, Октябрьский, Туймазы, Раевка, Давлеканово, где также любят нашу продукцию. Кроме того, открыли магазин в Мияках. И через этот местный магазин тоже товар неплохо расходится.

– Когда сюда ехали, кафе проезжали. Тоже Ваше?

– Нет, не наше.

– Получается, больше в розницу торгуете?

– Да, больше в розницу, хотя и опт есть.

– На ритейлы выходили?

– Выходить-то, мы выходили. Но с ними тяжело работать — хотят брать, но очень дёшево.

– Ещё и с бешеной рассрочкой наверняка.

– К тому же договорные отношения не всегда соблюдают — часто пишут одно, а делают другое.

– Ралис Мударисович, убедите меня, что мы должны покупать Ваш продукт, а не какой-то другой. Разрекламируйте себя!

– Каждый производитель хочет продать свою продукцию. И мы нашу тоже. Ассортимент отличный, объёмы только увеличиваются, и мы готовы их дальше наращивать. Хочу, чтобы люди нашу продукцию покупали из-за её высокого качества. Мы бьёмся за него всё время, выстраивая и оберегая цепочку — чистота, порядок, качество. Потому что там, где чистота, порядок, там качество будет обязательно!

С этого всё и начинается. Те, кто пробовали нашу продукцию, приходят к нам снова. Очень многие приводят знакомых, рекламируют соседям. Вы же видели наш цех, видели, как там чисто и хорошо! Я думаю, и наши пельмени Вам понравятся.

Что хочу ещё сказать? Добавлю просто — спасибо нашему Минсельхозу за то, что придумали такие хорошие программы. Они полезные и нужные. Как говорят его специалисты, надо только деньги осваивать. Хотелось бы, чтобы и дальше нас так поддерживали. Будет финансирование — будет и хорошая продукция сельхозпереработки! И продавать её можно дешевле. Если только свои деньги вкладывать, килограмм пельменей стоил бы у нас никак не меньше трёхсот рублей. А за счёт господдержки получается предлагать покупателям республики отличный вкусный товар за адекватную цену.

 

Динара КОПЕЙКИНА.

Фото Родиона Валеева.

(Материал опубликован в журнале "Сельские узоры"  № 3 2022 г.)

Автор:Елена Синицына
Читайте нас: