-21 °С
Облачно
80 лет Победы
Все новости
Цифровизация
28 Октября 2025, 17:41

Цифровая революция на крыльях агродронов

В Стерлитамакском районе Башкортостана на базе сельхозпредприятия «Дружба» в начале сентября прошёл семинар, где специалисты обсудили пути развития применения беспилотных летательных аппаратов БПЛА в сельском хозяйстве региона.

Актуальность этой темы неуклонно растёт в контексте реализации в стране национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», целью которого является поддержка разработок новых видов техники и оборудования для предприятий АПК.

На мероприятии, организованном ООО «Башфунгицид», выступили представители аграрного ведомства региона, научных кругов республики и эксперты отрасли. Во время практической части на полях хозяйства «Дружба» Стерлитамакского района специалисты компании-организатора продемонстрировали возможности продвинутых беспилотных летательных аппаратов Vector AGR HD 580 и DJI Agras Т50 и ответили на многочисленные вопросы.

Климат, капитализация и платформенная экономика

Обращаясь со словами приветствия к участникам семинара, заместитель Премьер-министра Правительства РБ – министр сельского хозяйства Ильшат Фазрахманов отметил существенные изменения климата в отсутствии внятных прогнозов на этот счёт. «Второй год подряд у нас достаточно влажный, но повторится ли такое в 2026-м, став трендом или даже стандартом — никто не знает. Поэтому мы с вами должны быть готовы ко всем возможным сюрпризам погоды, и использовать земельный ресурс надо так, чтобы большая часть произведённой продукции приносила доход. Нет прибыли — незачем занимать землю, нет смысла расходовать ресурс впустую», — считает Фазрахманов. Он выразил уверенность, что сегодня необходим постоянный поиск новых технологических решений, включая использование БПЛА в земледелии.

Кроме того, Ильшат Ильдусович обратил внимание на необходимость диверсификации, поскольку больше преимуществ сегодня имеют те предприниматели, которые занимаются животноводством, используя выращенные в хозяйстве продукты растениеводства в качестве кормовой базы. Такой подход пока не получил достаточно широкого распространения в регионе. «Животноводством занимаются избранные, и прибыль получают избранные», — подчеркнул Фазрахманов.

По мнению министра, владельцам сельхозпредприятий следует думать о собственности и капитализации, чтобы в будущем передать бизнес детям, внукам и правнукам. «Только так мы сохраним капитал. С начала 2000-х модель меняется каждые десять лет. Пришло время отказаться от подхода «получил-потратил» и перейти к накоплению капитала», — считает руководитель. Для достижения амбициозных целей как нельзя лучше подходят современные цифровые технологии, использующие преимущества БПЛА. К тому же они интересуют тех самых представителей следующих поколений гораздо больше, чем управление традиционными самоходными агрегатами.

Министр связывает будущее АПК региона с развитием платформенной экономики, учитывающей происходящие глобальные изменения. «Субсидии и объём финансовой поддержки будут сокращаться, поэтому придётся искать "дешёвые" деньги на рынке. Есть идея трансформировать экономику сельского хозяйства и производства продуктов питания на основе платформенной модели, адаптировав её соответствующим образом», — пояснил Фазрахманов, напомнив, что Ozon и Wildberries успели стать частью нашей жизни, а в Китае уже порядка 70% продуктов питания продаётся через маркетплейсы.

Платформенная экономика поможет аккумулировать продукцию сельхозтоваропроизводителей и продавать её по более высокой цене, чем предлагает рынок. Один из элементов новой модели — БПЛА. Как подчеркнул Ильшат Фазрахманов, ещё вчера дроны были не такими манёвренными, не могли поднять большой вес и несли в себе высокие риски сжечь посевы, поскольку используют для их обработки более концентрированные растворы. Но постепенно такая техника вышла на хорошие позиции, став достойной альтернативой традиционным средствам обработки полей. И это направление продолжает стремительно развиваться. В этом контексте показательны достижения Китая, где ситуация изменилась в лучшую сторону раньше, и теперь каждый год появляются новые технологические возможности для работы с воздуха. «Это реальность, это жизнь. Вопрос в том, сможем ли мы всё эффективно организовать, чтобы быть в первых рядах или последуем "в хвосте" за соседями», — заключил заместитель Премьер-министра Правительства РБ, поблагодарив организаторов.

О чём говорит статистика

По данным Минсельхоза РБ, которые собравшимся представил заместитель министра сельского хозяйства Ильшат Ахметов, в настоящее время на балансе сельхозорганизаций региона имеется 13 беспилотных летательных аппаратов мультироторного типа (дроны-коптеры). Из них пять единиц — дроны взлётной массой до 1 кг, применяемые для мониторинга сельхозугодий, остальные восемь единиц — аппараты массой до 30 кг и более, предназначенные для химической обработки. География их использования охватывает 18 муниципальных районов Башкортостана.

В 2023–2024 годах в республике агродронами сельхозорганизаций и по договорам оказания услуг этими двумя видами работ были охвачены площади, в совокупности составляющие около 50 тыс. га. В 2025 году прогнозные объёмы выполнения подобных работ беспилотниками эксперты оценивают в 90 тыс. га, в том числе по договорам оказания услуг до 50 тыс. га. Ильшат Ахметов подчеркнул, что интерес к агродронам растёт и со стороны фермерских хозяйств.

Кроме того, как пояснил заместитель министра, эксплуатация беспилотников в сельском хозяйстве позволяет выявить неиспользуемые пашни, создавать электронные карт-файлы (урожайности, почв, плодородия и т.д.).

Применение таких электронных карт позволяет получать оперативные отчёты о планах и фактической урожайности, выработке агрегатов, расходе топлива в разрезе каждого поля и хозяйства. Это даёт возможность определять в числовом выражении огрехи и перекрытия, а также составлять базы данных для определения оптимальной структуры севооборота. Обработка угодий беспилотниками позволяет проводить работы по подкормке и защите растений вне зависимости от степени влажности почвы и высоты растений, что является явным преимуществом по сравнению с самоходной техникой.

Ахметов полагает, что к ключевым направлениям развития, обеспечивающим широкое внедрение БПЛА в сельхозпроизводство, следует отнести в перспективе организацию совместной работы с производителями, поставщиками и учебными заведениями. «Необходимо создать в республике не менее пяти-шести зональных пунктов оказания услуг по обслуживанию беспилотников, так как потребность в обработке полей в сжатые агротехнические сроки возникает у всех одновременно», — сказал заместитель министра.

Также на повестке дня подготовка профессиональных кадров — пилотов, агрономов-операторов; увеличение сменной производительности одного беспилотника, как минимум, до 500 гектаров в смену; разработка программного обеспечения и внедрение искусственного интеллекта для обработки цифровых данных; участие в федеральных программах по увеличению субсидирования лётного часа.

Мнение практиков: преимущества дронов с точки зрения бизнеса

Коммерческий директор компании – организатора семинара ООО «Башфунгицид» Флорит Гараев дал интервью редакции «Сельских узоров, рассказав о тонкостях и базовых преимуществах использования беспилотных летательных аппаратов для обработки полей.

– Расскажите, пожалуйста, почему Вы приняли решение провести такой семинар?

– Наша компания продвигает эту тему в течение трёх лет. Нас вдохновила идея, и мы рассчитываем, что она станет популярной в республике. Хотим, чтобы аграрии узнали о тенденциях развития опрыскивания.

Существует такая проблема — не каждый хочет работать на опрыскивателе, поскольку все знают о вредном воздействии на организм. Водитель, постоянно находится в кабине трактора и, в зависимости от направления ветра, в той или иной степени с этим фактором сталкивается. Даже импортный опрыскиватель, где стоит угольный фильтр, от этого не спасает на 100 процентов, поскольку его нужно менять каждый месяц, о чём часто забывают, в том числе из-за дороговизны этой операции.

При применении дронов контакт с химически активными веществами минимален, поскольку аппарат работает дистанционно, и контакт оператора с используемым для обработки составом возникает только при заливке раствора. Такая ситуация обуславливает меньшие потенциальные риски для организма, чем работа на прицепной и другой наземной технике.

Не будем забывать о кадровой проблеме. Из-за нехватки работников возникают огрехи, которые ведут к потерям: сорняк вырастает пышным цветом, а культурное растение гибнет. Соответственно, мы теряем в урожайности, а это — прямые финансовые потери хозяйства.

Немаловажно и то, что дроны могут обрабатывать поля, где выращиваются высокостебельные культуры, например, кукуруза. Здесь реальную конкуренцию дрону, с точки зрения технологии проведения обработки, может составить только самолёт. Высококлиренсных опрыскивателей (с большим дорожным просветом: клиренсом) в Башкортостане очень мало. Но даже такое оборудование неизбежно оставит технологическую колею и повредит растения, которые окажутся внизу.

Ещё один важный фактор — интерес со стороны молодёжи. Перспектива работать на тракторе или опрыскивателе молодёжь, как правило, не привлекает, чего не скажешь об управлении дроном. В нашей компании ребята, которые занимаются в основном предоставлением услуг, все молодые. Все работают, все довольны, всё нравится.

Раз уж зашёл разговор о кадрах, сколько нужно человек для формирования полноценной бригады?

– Полноценная бригада состоит из трёх человек: двух операторов-пилотов и одного заправщика. Она использует прицеп, на который устанавливается два дрона, поэтому операторов БПЛА двое. Этот небольшой по любым меркам коллектив, имея в распоряжении две единицы беспилотного оборудования, может обработать за 10-часовой рабочий день порядка 300 гектаров. Для сравнения: прицепной опрыскиватель в наших реалиях обрабатывает всего 100–200 гектаров.

В то же время для наземной техники существует большая логистическая проблема, поскольку ей требуется много воды. Норма внесения начинается от 100 литров, то есть её приходится возить тоннами. В результате для обслуживания одного опрыскивателя должны работать два грузовика «КАМАЗ», которые постоянно возят воду, чтобы техника не простаивала. А для обработки 150 гектаров БПЛА нужно всего 1,5 тонны воды. Соответственно, существенно снижаются расходы на ГСМ.

Что можете сказать о себестоимости в целом при обработке полей БПЛА?

– Если хозяйство покупает дрон, себестоимость обработки получается около 200 рублей за гектар. Работа наземной техникой стоит в разы дороже. Если посчитать, вокруг одного опрыскивателя «крутится» пять-шесть человек, задействованных в процессе. Тракторист, два водителя, заправщики. Всем им нужно платить зарплату. Наша же мобильная бригада из трёх человек может легко перемещаться на любые расстояния.

Мобильность — наше ключевое преимущество. Давайте вспомним, что крупный опрыскиватель, двигаясь по узкой дороге, непременно создаёт пробки. Наша бригада может за световой день преодолеть 500 километров, добраться до места назначения и начать работу.

Человеческий фактор при работе с дроном исключён максимально. Вы задаёте параметры поля, и оборудование будет работать, пока не закончит обработку. Если есть огрехи, система покажет эти места. Что немаловажно, собственник может сидеть в кабинете и в режиме реального времени отслеживать карту задания, скорость и высоту полёта, соблюдение норм внесения химпрепаратов и количество обработанных гектаров. О каком-то «калыме» речи быть не может.

Давайте представим себе гипотетически небольшого фермера, хозяйство которого расположено в Башкортостане. У него нет штата специалистов. Отлично, если нашёл несколько человек, которых, допустим, Ваша компания обучит. С картами как быть?

– Поверьте, оцифровка поля для дрона — это очень простая процедура. Есть три способа её сделать. Самый простой — объехать поле на машине и выставить пограничные точки. Эта карта сохраняется в памяти и может использоваться в будущем.

При покупке дрона мы предоставляем полное сопровождение 24/7, готовы ответить на вопросы по телефону или через FaceTime. На запуск выезжает инженер, который всё объяснит и всему научит. В зимний период мы дополнительно проводим обучение для углубленного изучения вопросов.

– Давайте подытожим. То, что затраты станут ощутимо меньше — это мы поняли. На урожайность как-то влияет обработка дроном? В этом отношении какие плюсы и минусы есть у БПЛА по сравнению с наземным опрыскивателем? Какие-то исследования проводились?

– Эффективность агродрона будет выше в ситуациях, когда наземная техника физически не может заехать на поле. Если болезнь поразила культуру, ты стоишь перед выбором: либо потерять весь урожай, либо обработать дроном.

Второй момент — мы не топчем растения. Общеизвестно, что при обработке рапса наземной техникой колея приводит к потере от 3 до 5% урожая. В расчёте на тысячу гектаров мы получим три миллиона рублей. Легко проверить, что одна обработка дроном, который спасёт урожай от вытаптывания, может полностью окупить его стоимость.

С БПЛА проще соблюдать оптимальные агротехнические сроки: тяжёлый опрыскиватель может не заехать в поле из-за непогоды, а дрон уже работает. Давайте вспомним, что если сорняк перерастёт определённую фазу, химия перестаёт на него действовать. Многолетний сорняк с мощной корневой системой создаёт культурным растениям прямую конкуренцию за свет и питательные элементы, которые они получают из почвы, что неминуемо ведёт к реальным потерям урожайности.

– Какие модели у Вас сейчас есть в продаже?

– Нашим флагманом является дрон DJI — мировой бренд, самый продаваемый и продвинутый. Сегодня из десяти продаваемых дронов восемь — это DJI. Остальные производители в основном пытаются копировать их современные программные решения с разной степенью успеха. Также на рынке представлен бренд Vector AGR. Его программное обеспечение примерно такое же, но есть нюансы. В итоге DJI остаётся лидером, например в автооблёте и в способности обходить препятствия.

Опыт фермера и итоги семинара

Для того чтобы картина была полной, редакция обратилась за комментарием к одному из фермеров Стерлитамакского района, успешно применяющему агродроны в своём бизнесе.

– Как давно Вы сотрудничаете с ООО «Башфунгицид»?

– Компания «Башфунгицид» является нашим партнёром в области агросопровождения на протяжении последних семи лет. В настоящее время мы активно внедряем обработку подсолнечника — буквально на днях приступаем к десикации.

Я полностью согласен с мнением нашего министра, что за БПЛА будущее. Это действительно так. Все мы видим, что климат меняется, природа меняется. Даже имея современные опрыскиватели, независимо от их типа, невозможно гарантировать эффективность растениеводства в нынешних погодных условиях. Поэтому выход только один — обработка полей с использованием БПЛА.

– Не возникало опасений при принятии решения о переходе на новую суперсовременную технику?

– В этом нет ничего страшного, всё решаемо. При правильно организованной логистике количество обработанных площадей практически такое же, как и с наземными опрыскивателями, если всё выстроено правильно.

– Что скажете о сегодняшнем мероприятии?

– Его участники будут иметь возможность увидеть наши посевные площади, обработанные компанией ООО «Башфунгицид». Там есть на что посмотреть — более 30 видов гибридов подсолнечника как отечественной, так и зарубежной селекции, кроме того, посевы кукурузы как на зелёный корм, так и на зерно.

Уже после семинара, отвечая на вопросы журналистов, Ильшат Фазрахманов презентовал информацию о том, что к 2026 году появятся БПЛА, которые по цене смогут конкурировать с самоходными опрыскивателями, и при этом будут намного эффективнее. Он напомнил, что существует две модели: оказание услуг специализированной компанией или использование фермером собственных летательных аппаратов, которые работают на его полях и оказывают услуги другим через ту самую платформу. Это направление, по мнению Фазрахманова, — один из элементов будущего сельского хозяйства региона.

Также министр напомнил, что главное в дроне — это не двигатели и не «железо», а «мозги» на базе искусственного интеллекта. Сейчас «голова» дрона имеет китайское происхождение, но адаптирована для работы под нашими спутниками, пояснил он. Ведутся работы над тем, чтобы обеспечить автономность роя дронов, чтобы исключить новые прошивки.

«Большое преимущество работы с БПЛА — это привлечение молодёжи. Управление дроном — совершенно иной подход к работе и производительности труда по сравнению с управлением трактором. И, естественно, заработная плата будет выше. Уже запущены учебные курсы в наших колледжах и аграрном университете», — заключил Ильшат Фазрахманов.

Авторы: Елена СИНИЦЫНА, Дамир ТАВЛИЯРОВ.

Автор: Эльза Хакимова
Читайте нас