В плодородном районе Сатара на западе Индии фермеры перевели скот на неортодоксальную диету: некоторые кормят буйволов салатом айсберг, а другие дают коровам клубнику.
На самом деле, это не прихоть, выбор невелик: либо скормить урожай животным, либо выбросить в кучу компоста. Фермеры не могут доставить свою продукцию потребителям из-за коронавирусного карантина.
В Индии, как и во многих частях мира, ограничения на перемещение населения наносят ущерб фермерским хозяйствам и цепочкам поставок продовольствия, вызывая обеспокоенность в связи с растущим дефицитом и резкими скачками цен.
Фермер Анил Салунх отдает свою клубнику коровам, потому что нет основных покупателей – туристов, а торговые ларьки на улицах близлежащего мегаполиса Мумбаи закрыты. Фермер даже не может раздать ягоды за бесплатно, так как жители не выходят из домов, избегая любых контактов.
Тем временем, по всему земному шару миллионы рабочих не могут добраться до полей для сбора урожая и посадки. Во Флориде отсутствие мексиканских рабочих-мигрантов означает, что производители арбузов и черники сталкиваются с перспективой того, что урожай сгниет на полях. Подобная нехватка рабочих в Европе означает, что сезон посадки в овощеводческих хозяйствах под угрозой срыва.
Такие потрясения в области производства и распределения продуктов питания иллюстрируют безграничную способность пандемии задушить экономику во всем мире и разрушить даже самые важные деловые и потребительские рынки. До настоящего времени очевидно нарушение поставок основных зерновых культур, таких как рис и пшеница, проблемы с логистикой нарастают. Ограничены грузовые наземные и воздушные перевозки продуктов.
По словам Абдолреза Аббассиана, старшего экономиста Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), потенциальные последствия сбоев в посадке и сборе урожая являются наиболее печальными для бедных стран с большим населением.
Индия - вторая в мире страна по численности населения, где многие граждане заняты в сельском хозяйстве, - входит в такую группу риска. Премьер-министр Нарендра Моди ввел карантин на 21 день с уведомлением всего за несколько часов 25 марта, в результате чего ситуация в АПК сильно накалилась. Северный зерновой пояс страны зависит от рабочей силы из восточных районов страны, но рабочие не могут попасть на фермы из-за карантина. «Кто собирается наполнить мешки с зерном, доставить продукцию на рынок и на мельницы?» - Спрашивает Джадиш Лал, торговец зерном в Пенджабе, крупнейшем торговом штате в стране.
Проблемы со снабжением в одном месте быстро ощущаются на другом конце света.
В Канаде импорт индийских овощей, таких как лук, бамия и баклажаны, за последние две недели сократился на целых 80 процентов, поскольку объем воздушных грузовых перевозок сократился, сказал Клей Кастелино, президент компании Orbit Brokers из Онтарио. Он полагает, что этот скоропортящийся товар пойдет на свалку.
В Испании не хватает рабочих-мигрантов из таких стран, как Марокко, которые не могут приехать. «Примерно через 15 дней сезон черники достигнет своего пика до середины мая, - говорит Франциско Санчес, менеджер испанской ассоциации производителей ягод. - Нам нужна большая концентрация рабочей силы, но ее нет».
Италии в ближайшие два месяца потребуется около 200 000 сезонных рабочих. Правительству, возможно, придется просить людей, получающих государственные пособия, собирать фрукты и овощи, сказал Ивано Вакондио, глава итальянской продовольственной ассоциации Federalimentare.
Во Франции министр сельского хозяйства Дидье Гийом выступил с призывом, чтобы уволенные из-за карантина сотрудники вышли работать на поля и заменили обычные бригады рабочих-мигрантов на фермах. «Если призыв не будет услышан, весь сектор АПК понесет потери», - сказала Кристиан Ламбер, глава крупнейшего во Франции профсоюза фермеров FNSEA.
В Бразилии, являющейся крупнейшим в мире экспортером соевых бобов, кофе и сахара, аграрная отрасль сталкивается с целым рядом сложностей, включая проблемы с наймом водителей грузовиков для перевозки сельскохозяйственных культур и нехваткой запасных частей для сельскохозяйственного оборудования.
Американские и канадские экспортеры сталкиваются с нехваткой рефрижераторных контейнеров для поставок товаров, поскольку доставка из Китая рефрижераторов сокращена примерно на четверть. «Контейнеры сложно получить прямо сейчас, - сказал Майкл Дайкс, президент Международной ассоциации молочных продуктов. - Если компании нужно пять контейнеров, они получат только один».
Перегрузка товаров в портах таких товаров, как свинина и говядина, тоже идет медленно – грузчики сидят по домам, и это означает, что в Китай мясные продукты попадут с опозданием. Это усугубляет дефицит белка в Китае, где вспышка африканской чумы свиней практически уничтожила местное поголовье.
Что касается зерна, то в настоящее время поставки основных видов зерновых относительно многочисленны, и мировые цены в течение многих лет были низкими, поскольку фермеры в США, Бразилии и в Черноморском регионе выращивают больше и повышают урожайность.
Крупные импортеры, такие как Ирак и Египет, увеличивают закупки зерна на фоне беспокойства по поводу продовольственной безопасности, а некоторые страны, например, Таиланд, больше продают – высокие цены на рис побудили Таиланд продавать из запасов.
Однако крупнейший экспортер риса – Индия - остановила экспорт риса из-за нехватки рабочей силы и проблем с логистикой. Третий по величине экспортер риса – Вьетнам - также ограничил экспортные поставки.
В самом невыгодном положении Африка, где люди тратят более половины своего дохода на продукты питания, а рис – важная продовольственная культура. Континент является самым быстрорастущим потребителем риса, на его долю приходится 35 процентов мирового импорта риса и 30 процентов импорта пшеницы. При этом, в Африке наименьшие запасы зерна - по сравнению со спросом - из-за ограниченного государственного бюджета и нехватки объектов для хранения. И проблема заключается в том, чтобы обеспечить едой людей, которые внезапно потеряли свои доходы.
(Источник: Reuters. Авторы: Раджендра Джадхав, Навин Тукрал, Найджел Ханта. Фото: Фото: Reuters/ Раджендра Джадхав).