+13 °С
Облачно
Все новости
Новости
24 Мая 2020, 14:35

Проблемы посевной

В том, что тревожит фермеров разбиралась "Российская газета"

В Самарской области рук на селе хватает. Фермеры всегда справлялась своими силами, не привлекая мигрантов.«Но есть другая проблема, — говорить президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, фермеров и сельхозкооперативов по Самарской области» Виталий Кожеваткин. — Это финансы. Некоторые фермеры не могут получить кредиты на посевную. Если раньше у местного отделения Россельхозбанка был определенный лимит, деньги распределялись здесь, то сейчас, мы так понимаем, все решается в Москве. Вопрос затягивается. К тому же режим самоизоляции не добавил фермерам мобильности, надо ведь собрать целый пакет документов для кредита. Но не у всех есть коммуникации, потому что не везде работает Интернет»Еще есть одна трудность, связанная с деньгами. «Многие начинающие фермеры рассчитывали на грантовую поддержку из регионального бюджета, — продолжает глава ассоциации. — Подготовили бизнес-планы, но получили далеко не все, кто хотел. Финансирование по поддержке срезали».Другая история — у тепличного хозяйства «Волга» Саратовской области. Оно занимается производством тепличных овощей в закрытом грунте и разведением яблоневых садов интенсивного типа. Как объясняет гендиректор предприятия Роман Ковальский, этой весной производители тепличных овощей оказались в сложной ситуации.— Овощи не являются товаром первой необходимости. И когда люди стали экономить, спрос на них снизился, продажи упали. Хотя цены мы не повышали, наоборот, они были ниже, чем в прошлом году, — рассказывает Ковальский.Однако такие тепличные хозяйства по формальным основаниям из-за того, что в этом бизнесе много ручного труда, не могут рассчитывать на меры поддержки для малого и среднего бизнеса. Как считает предприниматель, поскольку тепличная отрасль в нынешней ситуации пострадала, на нее тоже нужно распространить господдержку.Проблемной стала и погектарная поддержкой, рассказал председатель Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Новосибирской области Алексей Сальников.«В прошлом году мы вовсе остались без нее, из-за новой нормы, по которой семена должны быть районированные, местных сортов, — пояснил он. -Фермеры ими не обладали, но закупили для разведения. Теперь, когда мы их размножили, оказалось, что платежи в рамках «погектарки» стали авансовыми, а значит рассчитываться будут по прошлогодним объемам заявленных посевов. Нам обещают, что оплата пойдет позже, по факту отсеянных районированными семенами площадей, но в посевной эти деньги уже не поучаствуют».Тем временем, цены серьезно подросли. «Подорожало практически все — запчасти, химия, техника, — рассказал омский фермер Юрий Щербака, шесть раз завоевавший звание «Лучший фермер России». — Нам объясняют, что это связано не с пандемией, а с ростом курса доллара. Но отечественная техника также выросла в цене на 15-20 процентов. А к примеру, трактор «Беларусь» подорожал на 300 тысяч рублей».
Запчасти, техника, семена
Появились в этом году у аграриев и новые проблемы, ранее небывалые.Небольшой город Ершов, где проживает менее 20 тысяч жителей, оказался на втором месте после областного центра — Саратова — по числу инфицированных коронавирусом жителей в регионе. В конце апреля здесь ввели карантин, сначала в городке, затем и во всем районе.Как рассказал руководитель местного отделения фермерской ассоциации Николай Кузьмин, это вызвало проблемы при проведении полевых работ. Из-за того, что город был закрыт, сельчане из соседних сел не могли купить запчасти для сельхозтехники. Работу удалось наладить не сразу.Аналогичные проблемы были и в Омской области. Фермеры назвали перебои с поставками запчастей — одной из самых серьезных проблем весенней страды.«На протяжении трех недель мы не могли приобрести ни болты, ни хомуты, ни сальники, — сетует в разговоре с «РГ» президент Союза крестьянских фермерских хозяйств Омской области, фермер Иван Бригерт.- Только недавно ситуация несколько стабилизировалась».Нелегко было и аграриям Воронежской области. В первые дни после введения режима всеобщей самоизоляции возникали опасения насчет запчастей к сельхозтехнике. Автомагазины закрылись, поставщики не сразу разобрались, как организовать дистанционную работу с доставкой, боялись наказания. И только после того, как компаниям разъяснили, что их деятельность законна, трудности с запчастями закончились.Воронежский вице-губернатор Виктор Логвинов отметил, что из-за закрытия границ возникали проблемы и с закупкой семян сахарной свеклы, подсолнечника и кукурузы. Это подтвердили в агрохолдинге «ЭкоНива-АПК», чьи хозяйства расположены в нескольких регионах ЦФО (помимо Воронежской, компания присутствует в Курской, Калужской, Рязанской и Московской областях). «Ситуация вокруг коронавируса повлияла на своевременную поставку семян и средств защиты растений. Некоторых заявленных позиций у поставщиков вообще не оказалось. И цены выросли на 15-20 процентов в связи с ростом курса валют», — сообщили в «ЭкоНиве».Нелегко пришлось и алтайским фермерам, рассказал корреспонденту «РГ» глава Союза крестьянских (фермерских) хозяйств Алтайского края Александр Балаков. В первую неделю самоизоляции у аграриев возникли проблемы с приобретением техники, запчастей, удобрений, поскольку поставщики приостановили работу. «Мы забили тревогу: невозможно было получить даже оплаченные посевные комплексы, сеялки и другую нужную нам продукцию», — говорит фермер из Косихинского района Александр Траутвейн.Но, надо отдать должное, региональные власти тут же отреагировали на жалобы крестьян и сняли запрет на работу предприятий-поставщиков.
Как проехать в поле
В Новосибирской области во время посевной обострилась «хроническая» проблема с перегоном техники с поля на поле, с пропуском для нее.Основные рабочие сельхозмашины выпускаются с повышенными габаритами, а к этому добавляются и размеры прицепных орудий. «Чтобы переместить технику с поля на поле, нужны заявки на перегон и на сопровождение — очень сложный процедурный момент», — подчеркивает председатель Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Новосибирской области Алексей Сальников. На фоне общей повышенной готовности отсутствие оперативности в транспортировке техники очень заметно.
Автор: Российская Газета
Читайте нас: