Нашествие пустынной саранчи, которое началось в Восточной Африке в феврале этого года распространилось на Ближний Восток и в Южную Азию, вполне вероятно может достигнуть и Восточной Азии. Но, несмотря на опасения китайцев по поводу чумы саранчи, в начале марта правительство заявило, что реальной угрозой продовольственной безопасности страны является совсем другое насекомое…
Журналист китайского портала www.chinadialogue.net Ван Чен опубликовал очень интересный материал по итогам беседы со специалистами защиты растений, давайте почитаем!
«Кукурузная листовая совка, впервые появившаяся в Китае в 2019 году, размножается быстрее, чем саранча, и в настоящее время крупные популяции этого вредителя зафиксированы на юге и юго-западе.
Министерство сельского хозяйства КНР регулярно издает директивы и предупреждения о борьбе с кукурузной листовой совкой и опубликовало список из восьми химических инсектицидов, шести биологических инсектицидов и 14 композиционных препаратов, рекомендованных для использования в экстренных случаях.
Акции компаний-производителей таких препаратов быстро растут, поскольку аналитические агентство прогнозируют рост спроса на вещества для борьбы с кукурузной совкой, в первую очередь, химические инсектициды.
Но список агрохимический продуктов против кукурузной совки доступен фермерам только в экстренном случае. Китай проводит политику сокращения пестицидов с 2015 года и добился устойчивого снижения годового использования.
Правительство КНР не планирует ослаблять строгие экологические стандарты даже для борьбы с таким грозным вредителем культур, как кукурузная совка.
Об этом на пресс-конференции в сентябре минувшего года заявил заместитель начальника департамента растениеводства Министерства Чжу Эньлинь. Он сказал, что сначала надо применять методы биологической борьбы с вредителями, и лишь позднее использовать «препараты с низкой токсичностью» и «оптимизированные методы применения» химических пестицидов.
Родиной кукурузной совки считается Южная Америка, а в настоящее время Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) называет ее «опасным трансграничным насекомым-вредителем», встречающимся в более чем 100 странах. Когда кукурузная совка появилась в Азии в 2018 году, ФАО предупредила в августе того же года, что ее прибытие в Индию представляет угрозу для продовольственной безопасности и средств к существованию миллионов мелких фермеров.
Личинки пожирают урожай перед массовой миграцией на новые территории, а взрослые особи способны пролетать до 100 км в сутки. В Китае кукурузная совка уничтожает, в основном, зерновые культуры. За восемь месяцев после прибытия в КНР в январе 2019 года, вредитель погубил урожай на 164 000 га полей в 26 провинциях, распространившись до Внутренней Монголии.
В 2020 году ситуация может осложниться, так как обследование кукурузных и пшеничных полей указывает на сильное заражение этими насекомыми.
Вредители процветают в климате южного Китая, и более мягкая зима позволила кукурузной совке не только выжить на новых территориях, но и размножаться быстрее, чем обычно. Таким образом, угроза действительно серьезная.
По данным Министерства сельского хозяйства КНР, к 10 февраля кукурузной совки было замечено в 90 раз больше, чем в прошлом году, в шести провинциях на юге и юго-западе Китая. Ожидается, что вредитель направится на север страны рано, появившись в самом северном регионе производства зерна в Китае уже в июне.
Нехимические подходы – хорошо, но мало
Китай стал мировым лидером по применению агрохимии в 1970-х и 80-х годах, столкнувшись затем с пестицидным загрязнением воды, воздуха и почвы.
Сельскохозяйственные власти приступили к внедрению плана по сокращению пестицидов в 2015 году в тем, чтобы максимально уменьшить агрохимические обработки к 2020 году. Фактически, уже через год после принятия плана, количество потребления пестицидов АПК страны значительно уменьшилось, и тенденция продолжается до сих пор.
И, несмотря на угрозу нашествия кукурузной совки, правительство Китае по-прежнему преисполнено решимости сократить использование пестицидов и разработать нехимические альтернативы.
8 апреля Государственный совет КНР опубликовал «Положение о профилактике и борьбе с болезнями сельскохозяйственных культур и вредителями». В преамбуле к правилам, вступившим в силу 1 мая, говорится, что Китай поощряет и поддерживает «зеленые» методы борьбы, включая экологически безопасную защиту культур с биопрепаратами и севооборот. Также отмечалось, что правительство будет поддерживать профессиональные организации по борьбе с вредителями путем закупки их услуг, и что этим органам также рекомендуется применять «зеленые» методы.
Акцент на биологическом контроле очевиден и в отношении кукурузной совки. В ноябре прошлого года в Куньмине состоялся региональный семинар по устойчивому управлению этим вредным организмом, организованный совместно ФАО и Министерством сельского хозяйства КНР.
11 стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии приняли инициативу о региональном сотрудничестве, включая согласие «содействовать региональной устойчивой борьбе с вредителями» и «уменьшать пестициды и связанные с ними риски…акцентировать внимание на использовании вариантов биологического контроля и усилении популяций естественных врагов кукурузной совки на местах».
Нехимические методы также предусматривают использование физических и химических аттрактантов и биологического контроля. Аттрактантами могут быть огни, феромоны или продукты, необходимые для заманивания насекомых в ловушки и/или нарушения их цикла размножения; биологическим контролем могут быть грибы, вирусы и бактерии, а также естественные враги, например, паразитоидные осы.
Когда речь идет о химических методах, предпочтение отдается препаратам целевого назначения и ротации различных пестицидов.
«Комбинированный подход является наиболее эффективным - использование физических и биологических методов борьбы с вредителями, наряду с небольшими и целевыми количествами химических веществ для фиксации результатов», - сказал доктор Тан Чжаолей, эксперт по защите растений из Института кукурузы Академии сельскохозяйственных наук Гуанси, специалист по кукурузной совке.
«Биологические пестициды, такие как авермектин и вирус ядерного полиэдроза, эффективны против кукурузной совки, и на их долю приходится 60-70% всего использования пестицидов. Биологические методы уже используются больше, чем химические вещества, и с лучшими результатами для профилактики и контроля. У агрохимии, помимо того, что она вызывает у вредителей устойчивость, есть и масса других недостатков, от ужасного запаха до разрушения окружающей среды», - сказал ученый.
Ло Шимин, агроэколог и бывший президент Южно-Китайского сельскохозяйственного университета, прокомментировал China Dialogue, что химические подходы должны быть последним средством, используемым только тогда, когда физические и биологические альтернативы исчерпаны. Он добавил, что чрезвычайной ситуации с вредителями можно избежать путем усиления профилактики. Своевременное применение нехимических приманок, феромонов, ловушек, естественных врагов и микроорганизмов поможет предотвратить крупные вспышки.
Лю Юйшэн, профессор из Колледжа защиты растений сельскохозяйственного университета Шаньдуна, считает, что широкое внедрение биологических методов может привести к сокращению потребления химических пестицидов до 20% от текущего уровня.
Впрочем, после десятилетий зависимости от агрохимии, изменения потребуют времени. Ло Шимин говорит, что по сравнению с химическими пестицидами биологические методы обеспечивают экологические выгоды, что отвечает общественным интересам, но они не обязательно вознаграждены рынком. Таким образом, чтобы сельскохозяйственный сектор мог их принять, необходима государственная поддержка в форме субсидий, благоприятной финансовой политики и маркетинговых стратегий.
«У разных вредителей есть разные естественные враги, но в настоящее время их слишком мало в Китае. Кроме того, фермеры в значительной степени полагаются на химические вещества и не знают о биологических альтернативах, ситуацию трудно изменить в одночасье», - сказал Сонг Илин, генеральный менеджер Guangxi Nanning Heyi Biological Control Ltd. Его компания работает над разведением Trichogramma chilonis и Telenomus remus – это паразитические осы, и других организмов для биоконтроля вредителей.
Фирма Сон Илинь предоставляет услуги по защите урожая, включая мониторинг вредителей и выпуск естественных врагов обученными сотрудниками, с 2013 года. Половина дохода компании в настоящее время зависит от госзаказов.
«Я не могу продавать мелким фермерам, мне надо работать с крупными объемами, чтобы компания была рентабельной. И поскольку правительство приобретает наши услуги, все больше и больше фермеров узнают о наших методах и понимают, что использование естественных врагов предпочтительнее использования химикатов», - сказал Сонг Илин.
Эти подходы отражены в официальных документах. В упомянутых выше новых положениях Госсовета о борьбе с вредителями, которые вступили в силу 1 мая, правительство будет поощрять и поддерживать коммерческие фирмы по борьбе с вредителями, приобретая их «зеленые» услуги.
Команда Лю Юйшэна (из Колледжа защиты растений сельскохозяйственного университета Шаньдуна) сейчас исследует разведение хищного щитника Arma Chinensis – врага кукурузной совки. Ученые уже разводят и продают божьих коровок фермерам, выращивающим овощи и фрукты. Они считают, что хотя государственные закупки и могут помочь на текущем этапе, в долгосрочной перспективе эти методы должны распространяться все-таки через рынок. Только полноценный рынок продуктов биоконтроля способен удовлетворить различные потребности сельскохозяйственного сектора.
Угроза кукурузной совки оставляет мало времени для размышлений. Эксперты говорят, что изменение климата увеличивает риск вспышек вредителей, и хотя нехимический подход технически возможен и хорош, его популяризация является долгосрочным мероприятием, которое может занять от пяти до десяти лет. Впрочем, лето покажет…».
(Источник: www.chinadialogue.net. Автор: Ван Чен. Фото: Alamy). l