Размышления о перспективах рынка говядины с акцентом на Китай.
На портале Национального Союза Производителей Говядины опубликована статья о стратегическом и долгосрочном партнерстве России и Китая по поставкам говядины на китайский рынок.
«До начала 1990-х годов большинство жителей Китая питались только овощами. Свинина считалась деликатесом, который ели только по большим праздникам. Мясная пища была символом богатства и изобилия. Неудивительно, что люди, пережившие голод, старались накормить получше своих детей, как только у них появилась такая возможность. С ростом общего благосостояния китайцев количество свинины на их столах становилось все больше.
Согласно прогнозу Центра политической конъюнктуры, основанному на результатах математического моделирования, к 2030 году общий объем спроса на мясо в Поднебесной по сравнению с 2015-м годом может увеличиться на 85,7% и достичь 162,5 млн. тонн.
Объем спроса на говядину в Китае стабильно нарастает с 2010 года. В 2012 году он превысил внутреннее производство.
В 2019 году общее потребление говядины в Китае превысило 8 миллионов тонн, а объем производства - менее 7 млн.
Наивысшая историческая производительность говядины в Китае - 7,2 млн тонн, что уже является предельным числом, которое позволяют внутренние ресурсы Китая.
Как сообщается, в 2016 году численность поголовья крупного рогатого скота составила 92,42 млн, численность скота на убой – 51,1 млн, объем производства говядины - 7,17 млн тонн. По данным Министерства сельского хозяйства КНР, средний вес убойного крупного рогатого скота в течение января-октября этого года достиг 490 кг.
Таким образом, спрос на импорт говядины в Китае стабилен и составляет более 1 млн. тонн, а ежегодный темп роста стабилизируется на 5%. Только за последние 10 лет прямой импорт охлажденной говядины в Китай увеличился почти с нуля в 2007 году до 6558 тонн (в убойном весе) в 2017 году, причем Австралия экспортировала подавляющее большинство этого объема. В настоящее время охлажденное мясо составляет около 20% рынка; однако GIRA прогнозирует, что к 2027 году этот показатель резко вырастет до 60-70% рынка.
Китайские потребители переходят от свежего и замороженного мяса к охлажденному продукту. Этот сдвиг обусловлен несколькими факторами: правительство закрывает открытые рынки в крупных городах, также государственная политика способствует крупномасштабному производству мяса и централизованному убою животных, повышению стандартов безопасности пищевых продуктов, борьбе с болезнями животных и улучшению холодовой цепи. Также влияют на ситуацию и урбанизация, увеличение располагаемых доходов населения, больше еды и растущее признание кухни западного стиля.
За последнее десятилетие привычки китайских потребителей, возможно, изменились в отношении говядины больше, чем в отношении других видов мяса, благодаря большей доступности говядины, а такие факторы, как стандарты качества, прослеживаемость и безопасность также сыграли важную роль в росте популярности данного вида мяса.
Китай - густонаселенная страна со сложной геополитической средой, поэтому Китай, учитывая особенности традиции питания и максимальное использование природных ресурсов, принимает в качестве стратегически важных видов продуктов свинину и курицу.
Однако, в связи с постоянным улучшением уровня жизни населения, доля потребления свинины постепенно снижается, а доля потребления говядины непрерывно растет. По ожиданиям аналитиков траектория развития Китая существенно не изменится и общее потребление говядины в Китае в будущем должно вырасти до 15 млн тонн, а импорт составит 40%.
В этой связи Китай полон решимости создать долгосрочный стабильный канал импорта говядины, где Россия и пять стран Центральной Азии станут его стратегическими партнерами. Недавно, экспорт четырех австралийских поставщиков говядины в Китай был приостановлен, двух крупнейших из них могут лишить лицензии. В этом наблюдается типичный политический риск. Политические отношения между Китаем и Россией определяют безопасность долгосрочного сотрудничества.
Одним из инструментов преодоления ожидаемых проблем в обеспечении говядиной Китайских потребителей должна сыграть программа China Guangcai (Гуанцай).
Программа China Guangcai была инициирована и реализована частными предприятиями Китая в целях борьбы с бедностью, организованной и продвигаемой Объединенным фронтовым рабочим отделом Центрального комитета КПК (UFWD) и Всекитайской федерацией промышленности и торговли (ACFIC). Поддерживая основную концепцию «расстановки приоритетов социальной ответственности при поиске прибыли», она направлена на ликвидацию бедности в бедных районах в основном за счет инвестиций частных предприятий, с тем, чтобы достичь общего развития.
Программа Гуанцай завоевала большое внимание и поддержку со стороны партии и правительства Китая. Цзян Цзэминь, Ху Цзиньтао, Ли Жуйхуань, У Банго, Цзя Цинлинь и другие лидеры партии и государства неоднократно давали важные инструкции для программы Гуанцай. Практика и достижения Программы Гуанцай завоевали широкое внимание и признание международного сообщества. 8 октября 2000 года Экономический и Социальный Совет ООН официально предоставил CSPGP специальный консультативный статус. 6 октября 2003 года CSPGP стал Специальным наблюдателем Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию.
Поиск партнеров в России для реализации задачи импорта говядины - деловая задача Китайского бизнеса на ближайшей перспективе в горизонте десяти лет».