По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Индия — второй по объёму производитель чайных листьев в мире и входит в четвёрку крупнейших экспортёров товара.
В условиях пандемии чайная отрасль Индии оказалась наиболее уязвимой по сравнению с другими странами — производителями товара. Такую точку зрения выразил старший аналитик «Фабрики инвестиционных идей» БКС Виталий Громадин. По его словам, текущее положение дел во многом связано с чрезмерной зависимостью индийского производства чая от ручного труда.
«Например, в китайской чайной индустрии гораздо шире применяется механизация. В результате с плантаций, в два раза меньших по площади, чем в Индии, можно собрать в два раза больше урожая. Противники применения механизированного сбора урожая опасаются потери статуса эксклюзивности при ручном сборе чайных листьев. Тем не менее пандемия может подтолкнуть Индию в сторону автоматизации, по крайней мере для более экономичных сортов чая», — предположил Громадин.
По данным Чайного совета Индии, на сегодняшний день одним из главных покупателей товара у республики является Россия. В связи с этим эксперты не исключают, что резкое удорожание индийских листьев может в определённой степени отразиться и на российских ценах на товар. В то же время возможное изменение стоимости чая в магазинах может произойти только к концу 2020 года, считает Пётр Пушкарёв.
«Сейчас на складах российских торговых сетей запасов чая по-прежнему остаётся довольно много. Поэтому даже если оптовые закупочные цены пойдут в гору и вырастут, скажем, на 20—25%, то на розничных ценах в магазинах для простых покупателей подорожание может сказаться не раньше начала зимы, когда в холодное время года спрос на чай традиционно возрастает», — объяснил эксперт.
В то же время, как полагает Рамаз Чантурия, российские ретейлеры могут воздержаться от повышения розничных цен на чай. Такое мнение эксперт объясняет особенностями работы торговых сетей в условиях пандемии.
«Сейчас розничные сети заявляют о сокращении спроса. Чтобы не потерять ещё больше клиентов, магазины могут снизить наценки на чай и удержать розничные цены от роста даже при повышении оптовых. Расходы же они будут компенсировать за счёт наценки на другие товары. В итоге потребители могут не заметить повышения чайных цен», — заключил эксперт.