«Обзор индустриализации съедобных насекомых: масштабы производства и последствия для устойчивости» вышел в журнале Environmental Research Letters. Авторы: Маккензи Уэйд, докторант по антропологии в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре, и ее коллега Джеффри Хоелле, доцент антропологии.
Съедобное насекомоводство становится популярным трендом. Сторонники направления считают, что разведение насекомых лучше для окружающей среды, чем, скажем, обычного сельхозскота, так как происходит меньше влияния на изменение климата, больше простора для переработки пищевых отходов, кроме того, на выходе получается вкусный продукт.
«Жареные насекомые на вкус как бекон!» - Говорит Маккензи Уэйд, которая не понаслышке о кулинарных достоинствах червей мучного хрущака. Еще во времена студенчества она разводила в своей комнате в общежитии мучных червей, пекла с ними печенье и угощала друзей на вечеринках. И считалась весьма крутой девушкой.
С тех пор Уэйд посвятила свою карьеру изучению съедобных насекомых. Ее исследования специализируются на насекомых как на пище и культурном неприятии их употребления. А в статье она вместе с Хоеллом попробовали разобраться в том, действительно ли масштабное производство насекомых будет таким уж устойчивым, как предполагается.
Исследователи рассмотрели 66 статей за 2018 год, которые они называют «переломным годом в исследованиях съедобных насекомых». Затем они проанализировали несколько аспектов промышленного выращивания насекомых, включая микробиологию, внешние производственные факторы, разработку продукта, принятие потребителем, а также социальные и экологические аспекты отрасли.
Уэйд, ведущий автор, сказала, что почти в каждой статье был сделан акцент на устойчивости выращивания насекомых, особенно по сравнению с промышленным традиционным животноводством.«Но в самих публикациях такого рода нет основательных и достоверных исследований фактического воздействия массового выращивания насекомых на устойчивость. И мы хотели это подчеркнуть. И вполне вероятно, что на самом деле промышленное насекомоводство будет уступать обычному животноводству по ряду параметров. Ведь в бизнесе эффективность и прибыль становятся более важным, чем социальные и экологические аспекты».С другой стороны, в перспективе съедобные насекомые на самом деле обладают огромным потенциалом, чтобы прокормить растущее население.
Около 2 миллиардов человек, в основном, на юге мира, уже едят насекомых, многие виды которых содержат столько же белка, сколько говядина, больше железа, чем в шпинате, столько же витамина В12 как в лососе и все девять важных для здоровья человека аминокислот.Северяне, однако, испытывают глубокое отвращение к поеданию насекомых. Уэйд разбирает это по аналогии с собачьим мясом: «Например, представим что вы с удовольствием едите вкусный гамбургер, и вдруг вам говорят, что мясо в нем – собачье. И это мгновенно меняет отношение к еде, хотя вкус на самом деле не изменился. Таким образом, знание, которое вы получили, меняет вашу реакцию на продукт. Культура и восприятие тесно связаны».Таким образом, съедобное насекомоводство как отрасль находится в самом начале пути и требуется еще много исследований, чтобы оценить все плюсы и минусы.