К такому выводу пришли ученые, сопоставив данные о распространении вируса птичьего гриппа и количеством домашней птицы, единовременно поступающей на рынки
Мелкие птицеводческие хозяйства во Вьетнаме, как правило, реагируют на вспышки высокопатогенного птичьего гриппа, стараясь максимально быстро реализовать свою птицу во избежание финансовых потерь, согласно новому исследованию международной группы ученых из США, Франции и Вьетнама.
Поскольку эти больные птицы смешиваются с другими птицами на рынках и в торговых сетях, такая практика может повысить вероятность стремительного распространения болезни.
Полученные результаты научное работы, по мнению авторов, будут иметь значение для выработки государственной политики во многих регионах мира, где мелкое птицеводство и риск птичьего гриппа сопутствуют друг другу.
«Птичий грипп смертоносен для людей, летальность составляет от 25% до 50%, - говорит Мацей Бони, доцент биологии Пенсильванского университета. - К счастью, сообщения о передаче вируса от человека к человеку за последние 15 лет либо отсутствовали, либо носили фейковый характер. COVID-19 застал нас врасплох, но нельзя упускать из виду и аналогичную опасность с птичьим гриппом, так как болезнь также может перерасти в пандемию. Если мы проигнорируем важнейшую роль, которую птицеводы играют в борьбе с птичьим гриппом и его распространении, то упустим возможность ограничить вспышку новой болезни на этапе, когда ее еще можно контролировать».
Ведущий автор работы Алексис Делабуглиз, экономист по ветеринарии из французского агентства по сельскохозяйственным исследованиям CIRAD (на момент проведения исследования был докторантом в Пенсильванском университете), пояснил, что мелкомасштабное птицеводство практикуют миллионы вьетнамских домохозяйств и миллионы мелких фермеров по всей Юго-Восточной Азии, в основном в масштабе менее 100 голов на ферму. Эти птицеводы принимают решения на ежедневной основе - часто в ответ на экономические стимулы - о том, когда и где продавать своих питомцев. И их решения могут повлиять на распространение болезни.
«Если на соседней ферме происходит вспышка, частники постараются продать свою домашнюю птицу раньше, чтобы избежать заражения своих птиц и избежать снижения цен. А если вспышка на их собственной ферме, то данные нашего исследования показывают: они, скорее всего, продадут свою птицу раньше, чтобы избежать как денежных потерь, так и эпидемиологического риска», рассказал Делабуглиз.
Ученые, в том числе их коллеги из Отделения клинических исследований Оксфордского университета (OUCRU) в Хошимине, провели долгосрочное исследование небольших птицефабрик в районе дельты реки Меконг на юге Вьетнама.
Команда наблюдала за 53 фермерами и их управлением более чем 1000 птицами в течение двух лет - с 2015 по 2017 год.
«Мы обнаружили, что фермеры действительно отправляли своих кур на рынок раньше, когда на их фермах происходили вспышки болезни, - сказал Делабуглиз. - В частности, мелкие фермеры увеличили продажи цыплят-бройлеров на 56% во время вспышек без внезапной смертности и на 214% во время вспышек с внезапной смертностью. Внезапная смертность – гибель птицы менее чем через один день после появления клинических симптомов - считается признаком инфекции птичьего гриппа».
Наконец, команда обнаружила, что вероятность вакцинации против птичьего гриппа сильно возрастает с увеличением размера поголовья.
Вероятность вакцинации была почти нулевой для стай из 16 или менее птиц и почти 100% для стай из более чем 200 птиц.
По словам Делабуглиза, одной из причин того, что миллионы мелких птицеводов не проводят вакцинацию своих птиц, может быть их желание избежать транзакционных издержек, связанных с объявлением стада правительственным ветеринарным службам перед вакцинацией.
Другая причина в том, что из-за их небольшого размера вакцинационный статус не контролируется и, следовательно, вакцинация менее целесообразна с точки зрения фермеров.
«Важно то, что именно эти небольшие стаи с большей вероятностью будут проданы в торговые сети во время вспышек, - говорит эксперт. - Быстрая продажа больных животных может заразить других птиц на живых рынках. Кроме того, это также подвергает потребителей и торговцев, забойщиков и розничных торговцев повышенному риску заражения».
Делабуглиз отметил, что массовое прибытие птицы на рынок и снижения цен из-за избытка домашней птицы вполне могут быть признаком вспышки.
«Это интересная область для наблюдения за болезнями домашнего скота», - добавил он.
Эксперт предложил стимулировать сознательность мелких фермеров деньгами. Например, во Вьетнаме фермеры могли бы продавать своих больных кур в качестве корма для питонов и крокодилов, выращиваемых на соседних фермах. Другой вариант - заключение соглашений с соседними крупными коммерческими предприятиями, которые предоставляли бы частникам финансовую компенсацию за уничтожение птиц в качестве способа защиты их собственного поголовья.
«Было бы фантастикой обеспечить надежный общественный контроль над миллионами небольших птицеводческих хозяйств в такой стране, как Вьетнам, - сказал Делабуглиз, - но создание экономических стимулов для ответственного обращения с птицами во время вспышек болезней возможно».
(Источник: www.eurekalert.org).