Агрономы рекомендуют соеводам быть очень внимательными к выбору и вращению сортов с устойчивостью к нематоде.
«Что может быть общего у соевой цистообразующей нематоды и высокого давления? Казалось бы, ничего. На самом деле, оба этих недуга – один у растений, другой – у людей – действуют по одинаковой схеме, убивают медленно», - пишет в своей статье Гилл Галликсон.
- Здоровые на вид люди с высоким кровяным давлением могут в одночасье скончаться от инсульта или сердечного приступа. Высокое давление - это тихий убийца, как и цистообразующая нематода в соевых бобах, - говорит Грег Тилка, нематолог из Университета штата Айова (ISU).
Хорошая новость заключается в том, что если у пациента диагностировано высокое кровяное давление, лечение существует. Однако, это не простое одноразовое решение.
«Нет ни одной таблетки, чтобы вылечить высокое кровяное давление. Вы принимаете лекарства, уменьшаете потребление соли, больше тренируетесь, уменьшаете потребление алкоголя, чтобы привести здоровье в норму. Аналогично и с нематодой сои. Нет волшебной пилюли», продолжает эксперт.
Сорта сои с устойчивостью к нематоде PI 88788 раньше были надежным инструментом управления вредителем, но все больше популяций нематод вырабатывают сопротивление. От фермеров требуется принятие новых стратегий, которые включают:
альтернативные источники устойчивости
- Управлять соевой цистообразующей нематодой стало намного сложнее, - говорит Тилка. - Это самый опасный патоген сои в США и Канаде, сокращая урожайность на 40% без каких-либо симптомов, - говорит Тилка.
«Самое интересное в том, что после того, как вы перестанете выращивать сою на год или два, и подумаете, что ваши почва в хорошей форме, вы получите жестокий урок. Множество яиц, которые производятся нематодами каждый год, находятся в состоянии покоя и не вылупляются. В отсутствие сои они сохраняются 10 и более лет. Именно такие вещи делают цистообразующую соевую нематоду самым опасным патогеном».
- Со временем соя проявит характерные симптомы поражения нематодой в виде низкорослых и хлоротичных растений. Однако вначале зараженные растения выглядят вполне обычно. Вот почему отбор проб для определения количества яиц соевой цистообразующей нематоды после сбора урожая – хорошая практика, - говорит Кейтлин Биссоннетт, фитопатолог из Университета Миссури. – Затем фермеры могут сформировать стратегию управления, например, посадить устойчивый сорт или изменить севооборот, тип обработки семян. И постоянно отслеживать уровни вредителя во времени. Это не просто прохождение одного теста и его выполнение. Это больше похоже на то, как эти тесты выглядят с течением времени.
Хорошими культурами в севообороте с соей будут пшеница, подсолнечник и ячмень.
Устойчивые к соевой нематоде разновидности остаются вариантом, хотя сопротивление нематод к источнику устойчивости PI 88788 возрастает. Принцип известный, когда постоянно используются одни и те же меры борьбы с вредителями, наступает ответ.
«На рынке есть высокоурожайные пекинские сорта. В 2021 году Syngenta планирует полный коммерческий запуск двух сортов с устойчивостью PI 89772: GH 2329X (Golden Harvest) и NK S23-G5X (NK Seeds).
Фермеры должны проявлять осторожность при посадке сортов с новыми источниками устойчивости и не повторять прежние схемы непрерывной посадки.
По мере того, как на рынок выходит все больше пекинских сортов, мы не хотим оказаться в такой же ситуации, как сейчас, жалуясь, почему пекинские сорта больше не работают. Чем разнообразнее стратегия защиты от соевой нематоды, тем она надежнее», - подчеркнул Тилка.
(Источник: www.agriculture.com).